Консервированные томаты «Межрегионтрубопроводстроя»

Консервированные томаты «Межрегионтрубопроводстроя»

Дмитрий КОЛПАКОВ (слева) и Александр КОЛИКОВ (справа): от идеи до воплощения проекта в жизнь прошло меньше года.

СПРАВКА
Александр КОЛИКОВ в 1993 году окончил Государственную академию управления им. С. Орджоникидзе. С 1998 года работает в ОАО «Межрегионтрубопроводстрой». Дмитрий КОЛПАКОВ в 1993 году окончил Государственную академию управления им. С. Орджоникидзе, имеет также юридическое образование. Занимается бизнесом в сфере пищевого рынка.

Заместитель генерального директора ОАО «Межрегионтрубопроводстрой» Александр Коликов возглавил проект, который, казалось бы, никоим образом не касается основного профиля работы компании — строительства нефте- и газопроводов. Речь идет о пуске в Новгороде суперсовременного консервного завода по производству консервированных огурцов, помидоров, баклажанов и других продуктов в стеклянной таре и о прорыве в стремительно развивающийся пищевой рынок бренда «От души». Об этом рассказывают Александр КОЛИКОВ и руководитель холдинга «От души» Дмитрий КОЛПАКОВ.

— Чем отличается ваше производство от консервирования, скажем, помидоров образца 1985 года?

Александр Коликов: — Торговая марка «От души» предполагает выпуск в общем-то традиционных продуктов, но с изысканным вкусом. Изыск состоит в том, что соленые огурчики не хуже, чем у мамы дома. Многие пытались это сделать, но их благие намерения сводились на нет «объективными причинами». Мы постарались эти причины ликвидировать уже в проекте. Вы знаете, Форд не взял на свой новый завод во Всеволожске ни одного работника российского автопрома. Так и мы не собираемся переучивать работников, по двадцать лет протрубивших на местных консервных заводах. Тот менталитет непобедим. Не пытаемся мы и возродить какое-то одряхлевшее производство. Это дороже, чем строить с нуля. На новгородском заводе самое современное оборудование, аналогов которому в России нет. И жесткий контроль качества, начиная с сырья.

— И раньше покупали современное оборудование за границей. И какого только контроля не было — и рабочий, и народный, и ОТК, и «совесть — лучший контролер», а результат — сами знаете…

Дмитрий Колпаков: — Наша система контроля будет отличаться от традиционной советской тем, что контролироваться будет не конечный продукт, а каждый технологический этап. Если на каком-то этапе продукция не проходит контроль качества, она не идет дальше. К тому же на нас не давит план по выпуску десятков миллионов банок. Производственников раньше не особенно заботило, что будет дальше с их продукцией, а для нас именно это главное. Не сумеем убедить покупателя, что наша продукция вкуснее,— не выживем.

Александр Коликов: — И это понимает каждый рабочий, зарплата которого будет значительно выше, чем средняя по региону. Не говоря уже про менеджеров, чей заработок, неплохой даже по столичным меркам, будет напрямую зависеть от уровня качества, от сбыта.

— И все-таки. Можно все сделать строго по рецепту, но домашнего вкуса не получить. Совместимы ли вообще какой-то вкусный изыск с более-менее серийным производством, а старинные рецепты с современным оборудованием?

Дмитрий Колпаков: — Вы будете смеяться, но, как выяснилось, в наших НИИ накоплено больше вкусных рецептов, чем в старинных книгах и у наших бабушек. И именно над воплощением этих рецептов в условиях современного производства они и работали. Просто их труд не был востребован. А мы поставили перед ними такую задачу: тот вкус, которого легко добиться при консервировании десяти банок на кухне, должен сохраниться при производстве тысяч банок в цехе. И они нам разработали технологическую документацию.

— Солидные фирмы сейчас закупают сельские производства. У них технологическая цепочка начинается в поле…

Александр Коликов: — Мы не собираемся конкурировать с фирмами мирового уровня. Это было бы глупо. Мы хотим занять свободную нишу — выпускать деликатесы по разумным ценам. Вот говорят, что датская колбаса хуже, чем наша. На самом деле настоящая датская колбаса очень вкусная, но везти ее сюда нет смысла — она получится очень дорогой, а к нам поступает та, что доступна по ценам. У нас цены становятся разумными потому, что мы все делаем именно здесь, в России. И проблем с сырьем при наших относительно небольших масштабах у нас нет. И все-таки, согласитесь, что, например, вино «Бордо» из молдавского винограда вызывает недоверие, как и консервирование голландских огурцов по русским рецептам. Поэтому мы тоже будем брать сельхозугодия, чтобы выращивать именно такие продукты, которые нужны нам. Тем более здесь мы попали в точку. Ведь именно в Новгородской области целые села специализируются на выращивании огурцов. И не десятки, а сотни лет.

oktyab_2003_09— Бренд «От души» — это разнообразие. Насколько известно, предполагается выпускать консервы из томатов, баклажанов и других южных овощей. Что вы будете делать со всеми своими технологиями, если к вам придет баржа с гнилыми помидорами из-под Астрахани?

Дмитрий Колпаков: — Ответ прост. Не надо покупать баржу с помидорами. Хотя и раньше да и теперь счет шел не на тонны, а на баржи. И заранее планировалось, какой процент дозреет в пути, какой процент испортится. На глазок, разумеется. Экономия на доставке и закупке оборачивалась только убытками. И сейчас еще не мало консервных заводов даже в самых благодатных краях вынуждены или сидеть без сырья, или покупать что придется, заранее обрекая себя на проигрыш конкурентам. Они просто-напросто не имеют возможности покупать овощи у частников по коммерческим ценам. У нас же предусмотрена система доставки своим транспортом и закупка овощей по ценам, соответствующим их качеству. В основном в фермерских хозяйствах.

— Новое оборудование, высокая зарплата, закупка сырья по коммерческим ценам, сотни литров горючего, необходимого, скажем, чтобы довезти груз с Нижней Волги в Новгород… Каким образом при такой нагрузке на себестоимость вы собираетесь сделать цены разумными?

Александр Коликов: — Если посмотреть статистику, то самое главное в экономике — выработка в рублях на человека в год. Современное оборудование позволяет увеличить ее в несколько раз по сравнению с предприятиями, у которых сырье под боком. И потом — не стоит забывать про традиционную «усушку», «утруску», «бой» при доставке готовой продукции чужим транспортом. Она порой приобретает масштабы, превышающие затраты на горючее и амортизацию транспортных средств. Подобных потерь у нас быть не должно и при транспортировке сырья, и при доставке готовой продукции. Кстати, Новгород очень удобно расположен — один световой день пути до Москвы и до Питера.

Дмитрий Колпаков: — Вообще владение и не только транспортом, но и всей технологической цепочкой я бы назвал важнейшим условием успеха в производственном бизнесе. Это второе по значимости условие после финансирования. Если все в твоих руках, то дистанция между словом и делом преодолевается не без труда, но в сжатые сроки. Меньше года прошло с тех пор, как мы с Александром Коликовым впервые завели разговор о собственном заводе торговой марки «От души», и вот он пущен. А ведь это не только строительство и монтаж, выбор и закупка оборудования, но и новая система управления производством. Надо было подобрать менеджеров, свободно ориентирующихся на пищевом рынке, но в то же время без «замыленного» взгляда, найти для производства людей, для которых сочетание компьютеров с засолкой огурцов и консервированием томатов выглядит не странным, а закономерным. И тут пригодился опыт «Межрегионтрубопроводстроя». Вот смотрите. Они сейчас в своей сфере с тысячью работников решают те задачи, для выполнения которых раньше потребовалось бы десять тысяч человек. За счет новой техники и нового мышления. И этот подход был логически перенесен на новый для них рынок.

Александр Коликов: — Работа в новой, казалось бы, совершенно чужой основному профилю сфере, стала хорошим экзаменом для менеджеров «Межрегионтрубопроводстроя». Действуя исключительно как управленцы и организаторы, они сумели провести весь цикл — от идеи до воплощения — меньше, чем за год. Хотя и для меня, и для многих других прорыв на новый рынок оказался задачей не менее трудной, чем покорение Севера. Но поскольку все, что мы делаем, делаем основательно и серьезно, мы не только рассчитываем на успех новой торговой марки, но и на то, что эта продукция поможет нам развивать основной бизнес. Сейчас мы заняты реализацией крупного проекта по строительству подводного трубопровода на южном побережье Ледовитого океана. Уникальная работа, аналогов которой еще не было в России. Люди живут в местечке Находка. С известным городом на Дальнем Востоке эта Находка ничего общего не имеет. Климат там такой, что даже северные олени не кочуют. А человек должен не только жить, но и активно работать. Для этого нужно полноценное питание. Не те времена, когда люди отказывают себе в чем-то ради заработка, и контингент не тот — без образования с современной техникой не справиться. Мы не нашли в существующем ассортименте консервированных овощей продукты, которые после обработки сохраняли бы все нужные организму витамины и минеральные добавки. А вот бренд «От души» с этой задачей справляется. Там, где мы строим трубопроводы, мы планируем открыть магазины, где будут продаваться наши доступные деликатесы. Таким образом, мы закроем очень большую часть витаминного дефицита в рационе наших работников. Кстати, консервный завод в Новгороде будет работать не сезонно, а круглый год. Значит, если аккуратно организовать завоз, люди будут иметь возможность питаться практически свежими продуктами, хоть и в банках.

oktyab_2003_10— Наверное, в будущем откроются фирменные магазины бренда «От души» не только в зоне действия «Межрегионтрубопроводстроя»?

Дмитрий Колпаков: — Поживем — увидим. Пока что планы такие: новгородский завод — модуль. Потом по его образцу будем строить такие же предприятия в других местах, приближая производство к сырьевой базе. Новгородчина славится огурцами, а в Краснодаре умеют выращивать отличные помидоры, баклажаны и другую южную продукцию. Пока что боремся не за магазины, а за достойную долю рынка. И достижения в этой области у бренда «От души» неплохие. Почему-то сложилось убеждение, что только в Москве и Питере дилеры работают на современном уровне. А вот и не так. В Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске действуют не хуже.

— Как-то у вас все слишком гладко получается. Задумали — сделали. А где же традиционные жалобы бизнесменов на местную администрацию?

Дмитрий Колпаков: — Новгородскую область мы выбрали еще и потому, что там сложилась система поддержки бизнеса. За последние пять-шесть лет там в большом объеме размещен и уверенно действует как иностранный, так и российский капитал. Причем там выгодно заниматься производством. Именно на его развитие направлена налоговая политика администрации. В Новгороде четко прописаны «правила игры», и они соблюдаются. Например, большие льготы в той части налогов, которые идут в местный бюджет. Все вкупе дает инвестору ощущение стабильности.

— Будем надеяться, что и в других регионах вам повезет с администрацией. Какие банки со своей продукцией вы бы поставили перед ними на стол?

Дмитрий Колпаков: — Не только современные и очень симпатичные, к слову, с винтовой крышкой, чего раньше не было в отечественном производстве, но и с вкусным, полезным и разнообразным наполнением. Согласитесь, за многие годы сложился некий стереотип: импортное — означает красивое, престижное и непременно дорогое. Но, увы, далеко не всегда годится к нашему российскому столу. Наше — даже если съедобное, то непременно неказисто оформленное. Этот стереотип мы ломаем в корне: «От души» — деликатесная, красиво оформленная и доступная по цене продукция. Вот, например, новинка, перед которой трудно устоять, на мой взгляд,— жареные кабачки, которыми мы привыкли угощаться дома у бабушки. Подогрей — и не поверишь, что они попали на стол не с грядки и сковородки, а из стеклянной банки. Уже завоевали своего покупателя небольшие патиссоны, маринованные с красным маленьким перчиком, несколько видов фасоли, приготовление и вкус которой значительно отличаются от известных нам западных образцов. Или аджика по-домашнему. Многие из нас сами ее делают и ни разу не встречали в магазинах похожую по вкусу. У нас она не хуже домашней. Мы предлагаем не привычную баклажанную икру, а деликатесные фаршированные баклажаны. Одним словом, мы делаем очень вкусные вещи.

А чтобы убедиться в этом, надо их только попробовать. Уверен, что тот, кто это сделает, обязательно будет выбирать в магазинах только консервированные овощи и варенья бренда «От души». И хорошего всем аппетита!

oktyab_2003_14

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru