БИРЖИ НА НЕБОСКЛОНЕ РЫНКА / Валентин Рутман

Весь мировой опыт, а Россия не первая и не последняя страна, оказавшаяся на грани экономической катастрофы, наглядно показывает, что без преодоления бюджетного кризиса невозможно создать условия для выхода страны из общего экономического кризиса. Бюджетный кризис заставляет государство жить в долг, за что всем нам пришлось расплачиваться событиями 17 августа 1998 года и их последствиями.

Рассчитывать на радикальное увеличение денежных поступлений в бюджет в условиях всеобщего платежного кризиса, парализовавшего хозяйственную жизнь, нереально. Ведь на долю расчетов между субъектами рынка «живыми» деньгами приходится не более трети их общего оборота, в то время как остальная часть обеспечивается бартером и разнообразными денежными суррогатами. Системный характер неплатежей, кроме нарушения нормальных хозяйственных отношений и искажения ценовых пропорций, позволил приспособиться к ним многим участникам рынка, что, в свою очередь, дает, возможность существовать немалому числу бесперспективных предприятий и посредников, являющихся не только тормозом экономического роста, но одновременно сдерживающих реструктуризацию промышленности в целом.

Платежный кризис определяется низкой конкурентоспособностью отечественного производства, прежде всего дефицитом кредитных ресурсов. Решить эту проблему невозможно только денежной эмиссией с целью насытить оборот деньгами, так как она в нынешних условиях приведет лишь к новому скачку инфляции и дополнительному росту неплатежей. Решить сегодня проблему можно созданием сети локальных, замкнутых или полуоткрытых рынков, т. е. рынков с ограниченным числом участников, использующих во взаиморасчетах, называемых клиринговыми, специальное платежное средство — некую виртуальную валюту. Поскольку данное расчетное средство свободно не продается и не покупается, рыночные отношения купли-продажи на локальном рынке являются обычными товарообменными операциями, т. е. бартером, сопровождаемым частичной оплатой деньгами.

Опыт развитых стран показывает, при соответствующей организации бартер является неотъемлемой частью современного рынка. Применительно к нашим условиям он может обеспечить не только погашение задолженности перед бюджетом, как при взаимозачетах, но и на конкурентной основе соответствующие расходы бюджета, которые в конечном итоге реализуются в натуральной форме. Например, с помощью замкнутого локального рынка можно снабдить крупные бюджетные организации необходимыми им нефтепродуктами, электроэнергией, основными продуктами питания, одеждой и т. п. В первую очередь это МО, МВД, ФСБ и др., а также «северный завоз».

Но главное состоит в том, что, ослабляя дефицит кредитных ресурсов за счет уменьшения объема оборотных средств, такие локальные рынки позволят стимулировать отечественное производство как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Сейчас это особенно важно, поскольку финансовый кризис и инициированная им девальвация рубля резко сократили возможности для импорта, создав тем самым условия для восстановления на российском рынке позиций отечественных товаропроизводителей.

Основой цивилизованного рынка является товарная биржа. Она служит индикатором цен и позволяет ее участникам по соотношению спрос — предложение играть на повышение или понижение рыночной стоимости товаров. Роль кредитного учреждения замкнутого рынка играет клиринговый банк (центр), осуществляющий взаиморасчеты и кредитование участников рынка в условных расчетных единицах под залог выставляемых товаров и услуг с учетом их ликвидности.

Положительный опыт создания механизмов, организации и функционирования локального рынка, правда, в рамках межгосударственных отношений, был накоплен в СЭВ. Характерным примером эффективности этих рынков может служить также опыт работы торгово-обменных компаний, успешно работающих на американском рынке. Этот опыт, особенно если придать ему статус государственной программы, можно было бы использовать и в России для упорядочения взаимоотношений многих предприятий с бюджетом и между собой в части, которая все равно минует денежную форму. Важнейшее условие применения бартерных операций и клиринговых расчетов состоит в том, что они не должны приводить к уменьшению денежной части поступлений в бюджет и финансирования из бюджета (заработная плата, пенсии, пособия и др.). Очевидно, по мере нормализации денежного оборота доля клиринга будет сокращаться.

Применительно к упорядочению отношений с государственным бюджетом и увеличению реальных в него поступлений схема товарообменных операций на основе клиринговых расчетов может быть следующей:

  • у основных потребителей бюджетных ресурсов выделяются две их составляющие: денежная и товарная. При этом заработная плата, платежи в пенсионный и другие социальные фонды должны обеспечиваться «живыми» деньгами;
  • производители биржевых товаров облагаются товарным налогом. Его размер рассчитывается исходя из необходимости не уменьшать денежную часть поступлений в бюджет и с учетом конъюнктуры и прогнозных цен мирового рынка, а также уровня ликвидности данной продукции, определяемого на основе соотношения спрос — предложение. Величина этого налога должна замещать НДС, чтобы сохранять оборотные средства, а также часть акцизов и других налоговых сборов за исключением налога на прибыль и местных налогов, взимание которых осуществляется в денежной форме или по иным правилам. Товарный налог может устанавливаться и в виде процента от общего объема произведенной продукции;
  • распоряжаться от имени государства материальными ресурсами, собранными в виде товарного налога, должны исключительно государственные коммерческие структуры;
  • все взаиморасчеты между государством и потребителями бюджетных ресурсов в объеме товарных частей их бюджетов должны осуществляться специальным клиринговым центром (палатой) в составе либо федерального казначейства, либо банка, контролируемого ЦБ (Сбербанк, Внешторгбанк и др.). В этих взаиморасчетах должно быть использовано единое расчетное средство (товарный рубль или иная расчетная единица), обеспеченное объемом товарной массы товарного налога с учетом ее ликвидности;
  • часть товарного налога реализуется на внешнем или внутреннем рынках по сложившимся на них ценам. При этом вся выручка в рублях и в валюте перечисляется в бюджет. Поскольку в распоряжении государства оказываются таким образом значительные товарные ресурсы, то у него появляется возможность активно влиять на формирование цен, а тем самым осуществлять регулирование соответствующих товарных рынков, в том числе выравнивать товарными интервенциями конъюнктурные колебания цен. Подобным образом действует Центробанк на валютной бирже.

Вносимые предложения должны реализовываться поэтапно, для начала в виде нескольких пилотных проектов. В них апробируются механизмы функционирования федеральных, отраслевых и региональных замкнутых рынков, а также их взаимодействие с открытым рынком. На начальном этапе целесообразно разработать механизмы для крупнейших потребителей бюджетных ресурсов: Министерства обороны, МВД, МЧС, ФАПСИ и др., ограничившись нефтепродуктами. После этого накопленный опыт можно будет распространить на обеспечение всех соответствующих бюджетников энергоресурсами, продовольствием, вооружением и военной техникой.

Особые сложности возникнут при создании рынка продовольствия и сельскохозяйственной продукции. Проблема состоит не столько в повышении или получении стабильных урожаев сельскохозяйственной продукции, сколько в необходимости сезонного кредитования сельхозработ при гарантированном возврате государству выданных кредитов и безусловного сбора налогов в любой форме, в том числе и частью выращенного урожая.

Считается, что причиной кризиса российского сельского хозяйства является отсутствие частной собственности на землю и, следовательно, отсутствие возможности свободно покупать и продавать сельскохозяйственные угодья. На самом деле проблема здесь не столько в виде собственности на землю, сколько в умении оптимально распоряжаться этой собственностью, т. е. в эффективном управлении ею. Не втягиваясь в полемику по земельному кодексу и праву частной собственности на землю, можно предложить ряд вреґменных, компромиссных мер для выхода из этого политикоэкономического кризиса.

Компромиссом в решении проблемы могла бы стать передача земельных угодий в аренду сроком на 5—10 лет с последующим выкупом их в собственность. Передача земли арендатору в собственность с правом ее продажи или залога должна производиться при выполнении в будущем особых условий арендного договора. Суть их в том, что арендатор или будущий владелец земли обязан будет ежегодно продавать государству определенный объем сельскохозяйственной продукции по рыночным ценам, уплачивая при этом все предусмотренные законодательством налоги. Условия могут быть упрощены и заменены фиксированным продналогом.

Второе, что необходимо сделать уже сейчас, так это создать сеть контролируемых государством машинно-технических станций или центров и именно им выдавать товарные кредиты в виде семян, удобрений и ГСМ в обмен на сельскохозяйственную продукцию будущего урожая, которой они должны оплатить предоставленные услуги. Необходимо создать условия, чтобы производители сельскохозяйственной продукции предпочитали пользоваться уборочной техникой, центрами первичной переработки сельскохозяйственной продукции, складскими помещениями и другими хранилищами, принадлежащими или находящимися в оперативном управлении МТС (МТЦ). В этом случае резко возрастает возвратность выданных кредитов, так как собранный урожай контролируется кредитором.

Не менее важным должно стать восстановление государственного начала в управлении системообразующими предприятиями «Росхлебопродукт», «Росмясо», «Росптицепром» и др. Участие государства в управлении этими корпорациями должно осуществляться не через символическую государственную золотую акцию, а через значимый пакет акций, формирование которого можно осуществить с помощью дополнительной эмиссии. Только при выполнении этих условий может идти речь о создании регулируемых рынков продовольствия, как локальных замкнутых, так и интегрированных в общемировой.

Предлагаемые меры, по существу, являются шагом назад на пути либеральных экономических реформ, проводившихся в России с 1992 года. Однако этот шаг позволит расширить поле для маневра, осмотреться и сделать по крайней мере два шага вперед на пути к цивилизованному рынку:

  • минимизировать потребность в денежных оборотных средствах и тем самым стимулировать работу промышленности и сельского хозяйства в условиях дефицита кредитных ресурсов;
  • не разрушая с таким трудом созданных сегодня рыночных институтов и сформировавшихся рыночных механизмов и отношений, усилить роль государственного регулирования, обуздать стихию рынка и обеспечить постепенный выход страны из тяжелейшего экономического кризиса.

, доктор технических наук, вице-президент Международной ассоциации «Интерконверскомплекс»

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru