КАК ВМЕСТО ЛАГЕРНОЙ ЗОНЫ СОЗДАТЬ ЦИВИЛИЗОВАННУЮ ЭКОНОМИКУ / Моисей Гельман

ПАХАНЫ И ЗЕКИ

Очевидно, под лагерем, лагерной жизнью следует понимать любую создаваемую государством несвободу для своих граждан, ограничивающую или вовсе исключающую возможность вольно выбирать и заниматься той или иной созидательной деятельностью. Навязанные нашей стране псевдоэкономические реформы загнали предприятия и большую часть населения в лагерную зону, лукаво названную рынком, где закон — тайга. При этом их лишили основополагающего рыночного механизма — свободного, сбалансированного с товарным производством, денежного обращения, позволяющего создавать необходимый для достойной жизни общественный продукт, а тем, кто его производит, свободно зарабатывать деньги. Ведь благодаря именно подобной экономической свободе возникает массовый и высокоплатежный спрос, инициирующий для его удовлетворения соответствующий рост объемов и качества производимых товаров и услуг. Таков немудреный демократический смысл механизма развития цивилизованной экономики, из которого наши доморощенные шокотерапевты, навязавшие обществу псевдомонетаристские догмы, изъяли один из главных приводов — деньги.

В созданной лагерной зоне администрация «лагеря» назначила «паханов»-олигархов, раздав им значительную часть казенного имущества и почти все деньги. И назначенные номенклатурные «паханы» использовали их в своих азартных играх, проигрывая и выигрывая при этом в том числе и живой товар — превращенную в «зеков» большую часть населения страны. В этих играх до недавнего времени активно участвовала и сама администрация «лагеря», проигрывая «паханам» остатки казенного имущества и громадные суммы казенных денег, залезая при этом в долги и уступая им власть. Ее долги внутри и вне «лагеря» к 17 августа 1998 года с учетом тогдашнего валютного курса достигли почти 1500 млрд. новых рублей. Для сравнения: промышленной и сельскохозяйственной продукции в «цехах зоны» в «благополучном» 1997 году изготовили в объеме 1911 млрд. рублей. Однако лишь 10 процентов ее стоимости было оплачено деньгами, а 90 процентов распределялось либо путем натурального обмена, либо присваивалось. Естественно, что и «зеки» за свой труд получают не более того, а то и вовсе сидят без денег. Кому-то из «зеков» повезет получить натурой: ширпотребом, навозом, продуктами и др., которые они продают, часто даже не выручая денег в размере положенной мизерной зарплаты.

Лагерная несвобода нашего общества во многом порождена искусственно созданным по воле Гайдара и продолжателей его дела денежным дефицитом. К началу 1998 года рублевая денежная масса не превышала 360 млрд. новых рублей, при том, что в 1997 году ВВП равнялся 2675 млрд. (в новом масштабе цен) рублей. Их соотношение составило всего 13,5 процента, и это, как минимум, втрое меньше необходимого по мировым меркам для сбалансированного ведения хозяйства. При таком соотношении, чтобы выкупить ВВП, деньги должны прокрутиться за год 7—8 раз. И они столько раз прокручивались, но большей частью только в сфере финансовых спекуляций: на валютном, кредитном и фондовом рынках. А вот в товарное производство, продукция которого составляет всего примерно 40 процентов ВВП, попало лишь около четверти денежной массы. Но она при обращении позволяла, как отмечалось, оплатить лишь 10 процентов стоимости произведенной продукции, в то время как полная оплата этой продукции могла бы обеспечить до 80 процентов бюджетных доходов, что составило бы примерно пятую часть относительно ВВП. Собрали же в 1997 году налогов 7,5 процента по отношению к ВВП, причем примерно половину из них взаимозачетами с бюджетом.

Намного хуже обстояли дела в 1998 году. Ценовая инфляция на потребительском рынке составила тогда 80 процентов, однако денежную массу увеличили незначительно, что еще больше снизило относительную собираемость налогов. Уменьшились в сравнении с 1997 годом и все макроэкономические показатели, в частности, ВВП — на 5,5, объем промышленной продукции — на 5,2, инвестиции в основной капитал — на 6,7 процента.

Нынче власти утверждают, что последствия «17 августа» успешно преодолеваются, и в качестве доказательства указывают на якобы возросший на 7,5 процента за первые 10 месяцев прошлого, 1999, года объем промышленного производства. Но это в сравнении с тем же периодом 1998 года, когда все экономические показатели значительно ухудшились. Не вдаваясь в анализ достоверности официальных оценок свидетельства прошлогоднего относительного подъема российской экономики, хотелось бы обратить внимание на важнейший объективный показатель ее состояния — потребление электроэнергии. Так вот, согласно данным Росстатагентства, в те же первые 10 месяцев и 1998, и 1999 годов это потребление оставалось неизменным с точностью до сотых долей процента. Хотя в прошлом году оно должно было бы ощутимо возрасти. Ведь промышленной продукции по официальной версии произвели больше. Неужели в стране наконец-то всерьез занялись масштабным энергосбережением? Между тем инфляция в сфере промышленного производства в прошлом году составила почти 70 процентов, что тоже заставляет усомниться: а был ли мальчик? К слову, электроэнергии в 1998 году страна потребила на 2,5 процента меньше, чем в 1997 году. Ну а всего за прошлый год, согласно Госкомстату, обьем промышленной продукции увеличился на 8,1 процента. Это при том, что годовой прирост выработки электроэнергии составил лишь 2,2 процента и пришелся он на два последних, холодных месяца. К слову, этот прирост весьма близок к обычной погрешности счетчиков электроэнергии.

Следует также заметить, что в зависимости от вида оплаты — живые деньги, бартер, налоговый зачет или денежный суррогат — одна и та же продукция продается по разным ценам. И свести их к одной — средневзвешенной достаточно непросто: сложно добыть полную информацию. Все это заставляет усомниться в столь весомом приросте промышленного производства.

Истязание страны безденежьем породило массовые неплатежи, следствием которых стали рост цен, падение платежеспособного спроса, сворачивание производства и бюджетный дефицит. Причем процес-сы эти при многолетнем поддержании упомянутого соотношения денежной массы и ВВП саморазвиваются. Только в промышленности кредиторская задолженность предприятий уже превысила 1,5 трлн. рублей и на 53 процента опередила дебиторскую, доля убыточных предприятий составляет половину имеющихся, а объем производства в сравнении с 1990 годом уменьшился более чем на 60 процентов, при этом многие виды наукоемкой продукции попросту исчезли. Однако власти все годы «реформ» с маниакальным упрямством твердили о правильности выбранного пути, хотя на дворе была уже далеко не осень 92-го, до которой когда-то призывали немного подождать. И уж совсем какой-то клиникой отдавали намерения властей банкротить предприятия-должников бюджета, подыскивая им других, «эффективных» собственников. Ведь при сохранении нынешней экономической среды и громадной задолженности предприятиям самого правительства это лишь окончательно гробит производство, так как локальные банкротства одних товаропроизводителей неизбежно вызывают цепные реакции развала других, связанных с банкротами по соответствующим кооперационным цепочкам. А эффективных собственников при нынешнем безденежье не может быть в принципе.

ПУТИ ИЗЛЕЧЕНИЯ ДЕНЕЖНОЙ ДИСТРОФИИ

Экономический кризис в нашей стране вызван, в первую очередь, развалом отечественной финансовой системы. А сам развал порожден игнорированием бывшим руководством правительства и Центробанка России роли и функций рубля как всеобщего товарного эквивалента и носителя меры стоимости отечественной товарной массы. Именно пренебрежение достоинством своих денег привело к преднамеренному созданию громадного дефицита рублевой массы, величина которой поставлена в зависимость от количества в стране чужой валюты и спекулятивной ее цены. При этом доллар искусственно превращен в фальшивый стандарт стоимости, псевдотовар, не имеющий стоимости, базарная рублевая цена которого и предопределяет сегодня покупательную способность самого рубля. Хотя, согласно столь почитаемой младореформаторами теории монетаризма, рублевая масса с учетом ее обращения должна соответствовать суммарной стоимости отечественной товарной массы, что позволяло бы ее покупать и воспроизводить заново. Кроме того, долларизация экономики привела страну к наркотической зависимости от импорта продовольствия и потребительских товаров, усилившей нашу зависимость от наличия в стране валюты. Следствиями перечисленных факторов явились высокая ценовая инфляция и большие государственные заимствования для покрытия растущего бюджетного дефицита, дополнительно усилившие деградацию отечественной финансовой системы. При таких условиях деградация саморазвивается.

Причины, приведшие к развалу российской финансовой системы, подробно рассмотрены в предыдущей статье «Карету доллару, карету!», опубликованной в «Промышленных ведомостях» (см. «ПВ» № 1, декабрь 1999 г.). Их анализ позволил обосновать комплекс предлагаемых ниже мер, необходимых для создания новой финансовой и банковской системы, ориентированной не на спекуляции, а обеспечивающую нормализацию товарно-денежного обращения и развитие отечественного товарного производства. Однако если, как кое-кто предлагает, просто отпечатать недостающие деньги и сразу «выбросить» их в обращение, экономика окажется в положении дистрофика, которого после длительного голодания вдруг накормили досыта: смерть ее будет неизбежной. Кроме того, для постепенной замены импортных товаров своими, а также выплаты громадных долгов, стране в ближайшее время потребуются валютные кредиты. Поэтому сценарий вывода экономики из денежного голодания представляется состоящим из следующих процедур (см. на с. 4 блок-схему алгоритма).

  • Направление большей части денежной массы в сферу товарного производства.
  • Реструктуризация задолженностей предприятий, банков и бюджетов с отсрочкой их выплат.
  • Устранение диспаритета цен.
  • Переход к паритетной по покупательной способности конвертации рубля.
  • Денежная эмиссия в необходимых размерах.

Хотелось бы заметить: когда человек болеет, к тому же серьезно, его укладывают в постель и лечат, лишая тем самым свободы поведения, присущей здоровым людям. Российская экономика больна весьма серьезно. Чтобы ее излечить, потребуются принудительные меры, ограничивающие те или иные свободы, присущие экономике здоровой. И делать это надо, невзирая на вопли демагогов от рынка. Естественно, лечение потребует соответствующей законодательной поддержки, о которой говорится ниже.

Первые две из перечисленных процедур должны обеспечить необходимую подготовку «больной» к длительному курсу лечения, а затем поддерживать ее все это время в состоянии, близком к удовлетворительному. Сами же лечебные процедуры взаимосвязаны и выполняются постепенно, шаг за шагом, с тщательным анализом получаемых результатов. Причем отдельные операции, такие как денежная эмиссия, индексация оборотных средств и зарплаты, регулируемая инфляция и другие, будут повторяться циклически, каждый раз начинаясь с нового уровня соответствующих показателей. При этом не исключены «шаги назад», чтобы затем сделать еще больше шагов вперед.

Так как перечисленные процедуры и реализующие их операции наглядно представлены на блок-схеме алгоритма, то дальнейшее изложение будет ее только дополнять, пояснять и аргументировать. При этом в структуре изложения упор сделан на целевые ключевые рубежи, на которые необходимо выйти для достижения общесистемной цели.

КАК ВЫЗВОЛИТЬ РУБЛЬ ИЗ ДОЛЛАРОВОГО КАПКАНА

Освобождение рубля от порочащей и губящей его базарной связи с долларом преследует две цели. Во-первых, рубль как носитель информации о мере стоимости российской товарной массы должен стать ее зеркальным отражением, а не оставаться случайным спекулятивным отражением чужой валюты. Восстановление национального достоинства российской денежной единицы позволит нормализовать в стране денежное обращение, сбалансировав его с товарным, и устранить губительное влияние чужой валюты на покупательную способность рубля. Во-вторых, как показано в упомянутой выше статье, для обеспечения эквивалентности международного товарообмена по стоимости и поддержания при этом баланса товарно-денежного (в рублях) обращения, курс обмена валют должен равняться или быть весьма близким паритету их покупательной способности с рублем. Для этого необходимо, прежде всего, начать требовать оплату за экспортируемую продукцию не чужой валютой, а рублями, это вынудит страны-торговых партнеров России «закупать» их по взаимоприемлемому курсу, равному отношению средневзвешенной стоимости экспортируемых товаров в рублях и валюте внутри России и на мировых рынках соответственно (подробнее см. упомянутую выше статью). Причем курсы должны периодически корректироваться центральными банками соответствующих стран в зависимости от инфляционных изменений валютных паритетов.

Сегодня «плавающий» спекулятивный курс продажи доллара за рубли примерно в 4,5 раза превышает их паритет покупательной способности. Такая разница позволяет владельцам иностранной валюты при обмене ее на рубли закупать у нас во столько же раз больше товаров, чем на ту же сумму валюты их можно приобрести в США и других странах. Иначе говоря, тем самым вымогается продукция в пользу страны с более дорогой на базаре валютой. А российским экспортерам на халяву достается значительная рублевая выручка, компенсирующая неплатежи на внутреннем рынке. Поэтому формальный и мгновенный переход от спекулятивной продажи валюты к конвертации рубля по его паритету покупательной способности приведет к громадным убыткам экспортеров. Потери выручки возрастут ввиду нынешних, убыточно низких — ко всему прочему, в них отсутствуют воспроизводственные затраты — внутренних цен на ресурсы и продукцию, а также громадного диспаритета, несбалансированности этих цен, возникшей в условиях гиперинфляции.

Как показано в предыдущей статье, непосредственными причинами ценовой гиперинфляции и деформации цен явились их бесконтрольность, высокие налоговые ставки, порожденные желанием властей скомпенсировать дефицит бюджета из-за сжатия налогооблагаемой базы, увеличение внутренних цен на экспортируемую продукцию для компенсации потерь из-за несбалансированности затрат на ее производство с валютным курсом, низкий платежеспособный спрос, и бартер, при котором высоколиквидная продукция продается втридорога в обмен на низколиквидную. А все перечисленные факторы возникли вследствие катастрофического сжатия денежной массы и искусственно созданного тем дефицита денежного оборота — дефляции.

Поэтому переход к конвертации рубля на основе паритета его покупательной способности с другими валютами должен быть постепенным и сопровождаться мерами по постепенной нормализации цен путем установления контроля за ними и их урегулирования. Иначе все будет возвращаться на круги своя. Речь идет главным образом о достижении паритета цен в сферах промышленного и сельскохозяйственного производства. Критерием ценового регулирования должно быть достижение таких примерных соотношений затрат в структурах цен при производстве отечественных товаров и услуг, которые характерны для их зарубежных аналогов. Для этого необходимо, в частности, снизить налоговые ставки, чтобы суммарно налогообложение в среднем не превышало 30—35 процентов от цены на ту или иную продукцию, как это принято в нормальных странах. Одновременно государство должно просчитать рекомендуемые цены, обеспечивающие достижение паритетности внутри- и межотраслевых по стоимости затрат рентабельного производства основных видов продукции, начиная с сырья и энергоресурсов, а также с учетом воспроизводственных затрат. Следует подчеркнуть: попытки государственного регулирования цен на продукцию и услуги естественных монополистов не достигают должного эффекта, прежде всего, вследствие локального, в нескольких отдельных отраслях, а не комплексного, сбалансированного во всей кооперационной экономике, воздействия на ценообразование. Что и приводит к гонкам с преследованием.

К СТАБИЛИЗАЦИИ ЦЕН — ЧЕРЕЗ ИНФЛЯЦИЮ

Думается, балансировать цены надо не снижением их аномальных выбросов, а увеличением отставших от рванувшихся вверх, так как подорожавшие товары в силу психологии их производителей и продавцов уже никогда не дешевеют. Таким образом, речь идет о регулировании ценовой инфляции по критерию достижения паритетности товарообмена по объективной стоимости. При этом в затратах должны быть учтены, как отмечалось, воспроизводство основных фондов, а также индексация оборотных средств и зарплаты. И синхронно с темпами увеличения инфляции, чтобы возрастали производство товаров и платежеспособный спрос, необходимо будет увеличивать соответственно денежную массу. Вместе с тем, потребуется строго соблюдать определенное соотношение наличных и безналичных денег, ограничив выдачу банками наличных рублей только для выплаты зарплаты (пенсий, стипендий), согласно документам их получателей. А сама наличность в обороте не должна превышать оборота в стоимостном выражении потребительских товаров и услуг.

Удерживать цены в пределах, обеспечивающих сбалансированный по стоимости товарообмен внутри страны, можно введением прогрессивно изменяющихся в зависимости от продажной цены продукции относительных налоговых ставок на прибыль. Увеличится цена сверх рекомендованной властями по условиям стоимостной паритетности товарообмена — нелинейно возрастет налог, снизится — налог уменьшится. Поэтому товаропроизводители будут стремиться увеличивать прибыль не за счет роста цен, а расширением объемов производства продукции, повышая ее качество и снижая себестоимость. Тем самым значительно уменьшится и ценовая инфляция. Можно сказать, что подобное налоговое регулирование имитирует конкуренцию даже в абсолютно монопольной среде. Одиночке-бегуну как бы ставят условие: хочешь завоевать приз — пробеги дистанцию за указанное время, в противном случае заплатишь штраф.

Но для установления паритетности цен помимо кнута необходим и пряник. Если товаропроизводитель выполнит рекомендации по ценам, то лишь тогда для компенсации потерь от инфляции представляется целесообразным проиндексировать его оборотные средства за счет денежной эмиссии. Одновременно должны индексироваться заработная плата и все социальные выплаты с учетом наличия в стране запасов потребительских товаров, объемы которых необходимо всячески увеличивать, согласуя со спросом.

РЫНОЧНЫЙ ИНТЕРЬЕР ДЛЯ ИМИТАЦИИ КОНКУРЕНЦИИ

Известно, что автомобиль управляем благодаря своей определенным образом упорядоченной конструкции. Чтобы обеспечить подконтрольность установления паритета цен путем планомерного регулирования инфляции, а затем его поддерживать, необходимо иметь определенным образом структурированную экономику. Совершенно очевидно, что отслеживать цену каждой производимой гайки не нужно, да это и невозможно: проверяющих не хватит. Для достижения требуемого паритета достаточно извне воздействовать на цены конечной, функционально и потребительски завершенной продукции, производимой в рамках соответствующей кооперационной системы. Тогда затраты производства: стоимость ресурсов и комплектации, а также их соотношение после внешнего воздействия на цену конечной продукции могут быть отрегулированы по паритету самими участниками кооперации. Но для этого они должны взять на себя солидарную ответственность за достижение конечных результатов производства.

Самой простой организационной формой взаимной ответственности за подконтрольность цен является картельное соглашение. Однако в нашем случае антикризисного сценария требуется еще контролировать и финансовые потоки «кооперативов», направляя их в нужных объемах на воспроизводственные нужды. Поэтому речь должна идти о создании корпоративных объединений, участники которых работают на конечный продукт в рамках консолидированного бюджета. Естественно, что и налоги они станут платить артельно, солидарно по общему конечному результату. Тем самым у «кооператоров» будут сохраняться их оборотные средства, так как НДС превратится в налог с продаж конечной продукции, взимаемый с покупателя.

Такая налоговая замена наряду с упомянутой выше индексацией оборотных средств в соответствии с увеличением инфляции явится вторым лакомым пряником для создания корпоративных объединений в рамках технологически единых кооперационных производств. Но для этого потребуется убрать все препоны действующего законодательства, во многом принципиально ограничивающего свободу деятельности тех же промышленных и финансово-промышленных групп. Думается, что в интересах скорейшего реформирования экономики нужно законодательно разрешить создание неформальных, то есть без организации юридического лица, корпоративных сообществ лишь на основе соответствующих соглашений между их участниками. Эти соглашения должны включать условия работы по консолидированному бюджету и солидарной выплате налогов, исходя из конечных результатов общего производства, а также условия выполнения процедур по нормализации товарно-денежного обращения в рамках описываемого сценария.

Предлагаемый кнут для имитации конкуренции — прогрессивно изменяющаяся налоговая ставка на прибыль в функции цены — заставит смежников по кооперации переводить прибыль большей частью на воспроизводственные нужды. При этом в себестоимость они вынуждены будут включать все затраты с учетом не только воспроизводства простого, но и расширенного. Ведь прогрессивная налоговая ставка заставит товаропроизводителя решать задачу оптимизации прибыли, которая при таком регулировании окажется больше с увеличением объемов выпускаемой продукции и снижением ее цены (решение подобной задачи будет описано в одном из ближайших номеров «ПВ»). Речь, по сути, идет о дифференцированном оптимальном налогообложении каждого «кооператива», выгодном не только ему, но и государству, так как при этом возрастет поток трансформированного из НДС налога с продаж. Ведь даже корове для большего производства молока подбирают соответствующий рацион питания.

Корпоративные кооперационные объединения представляют собой фактически локальные товарные рынки. В их рамках на начальных этапах реформы для уменьшения денежных потоков и тем самым ограничения денежной эмиссии целесообразно вводить клиринговые расчеты. Причем включать в орбиту таких расчетов, исходя из приведенных соображений, выгодно также рынки с пересекающимися товарными потоками.

Клиринговые расчеты должны сопровождаться обязательно частичной денежной оплатой, необходимой для выплаты зарплаты и налогов. А по мере устранения диспаритета цен и нормализации товарно-денежного обращения денежная оплата должна возрастать за счет индексации оборотных средств и зарплаты, обеспечиваемой соответствующей эмиссией.

Дополнительным средством воздействия на цены на этапе регулируемой инфляции может стать преднамеренное регулирование объемов продаж на товарно-сырьевых биржах. Подобным образом в качестве конкурента действует Центробанк России на валютной бирже. Аналогично может поступать и правительство РФ в лице соответствующих федеральных органов или уполномоченных коммерческих фирм. Причем необходимое для этого количество сырьевых ресурсов и продукции правительство будет получать в счет налогов у соответствующих компаний (подробно смотри статью «Биржи на небосклоне рынка» в этом номере «ПВ»). Следует заметить: совокупность рассмотренных мер по устранению диспаритета цен одновременно позволит контролировать налогообложение.

ЛОКОМОТИВ ПАРИТЕТНОЙ КОНВЕРТАЦИИ РУБЛЯ

До начала процедуры достижения конвертируемости рубля на основе паритетов его покупательной способности с другими валютами необходимо будет «заморозить» нынешний спекулятивный курс обмена. Это позволит устранить значимый фактор дестабилизации покупательной способности рубля, зависящей сегодня от случайных намерений финансовых спекулянтов, а следовательно, привлечь для инвестиций «чулочные» накопления граждан, о чем подробно говорится ниже. Вместе с тем, чтобы существенно ограничить отвлечение рублевой массы в валютный оборот внутри страны, представляется необходимым временно ограничить «продажу» банками валюты за рубли только лишь для открытия и пополнения валютных банковских депозитов, но без получения с них денег «живой» валютой, безналичных зарубежных платежных операций, а также при поездках частных лиц за рубеж. Этим лицам наличной валютой будет выдаваться ограниченная сумма с соответствующей ее фиксацией в загранпаспорте, а деньги сверх этой суммы переведут по заявлению ее владельца в нужный зарубежный банк. Такая процедура окажется вновь возможной лишь при наличии в паспорте отметок о предыдущем пересечении границы. При этом банки будут свободно покупать наличную валюту по такому курсу, который в сочетании с перечисленными условиями должен сделать бессмысленным существование «черного» валютного рынка.

Хотелось бы заметить, что лишь при предлагаемой «заморозке» валютного курса справедливым будет требовать от экспортеров «продажи» всей их валютной выручки, да и то только Минфину РФ для погашения внешнего долга страны. Такая обязательная конвертация явится первым шагом к продаже экспортируемой продукции за рубли. Нынешние же намерения властей заставить предприятия «продавать» всю заработанную ими валюту попахивают вымогательством, так как рубль непрерывно девальвируется, что спровоцирует экспортеров на дальнейшее сворачивание производства своей продукции. Это приведет к новому росту цен, последующему снижению покупательной способности и сокращению налогооблагаемой базы, а следовательно, к увеличению бюджетного дефицита. И все повторится сначала.

Но помимо явного, открытого экспорта самой готовой продукции, скрытно экспортируются использованные при ее производстве энергоресурсы, металлы и прочие материалы и компоненты. Приобретаются они по внутренним ценам, а продаются в готовой продукции за валюту. Благодаря нынешнему валютному курсу рублевая выручка за них при экспорте в 4—6 раз превышает выручку от продажи внутри страны и эта разница присваивается экспортерами. Подобное происходит, например, с газом, сжигаемым для выработки экспортируемой электроэнергии. Или самой электроэнергией, используемой для выплавки металлов на экспорт. Такой диспаритет провоцирует «выравнивание» внутренних цен, иначе говоря, провоцирует дополнительную инфляцию.

Чтобы устранить этот фактор инфляции, необходимо исключить возможности спекуляций за счет скрытого экспорта. Для этого необходимо законодательно заставить экспортеров расплачиваться со своими поставщиками ресурсов согласно существующим на них экспортным ценам и курсу обмена рубля.

«Замороженный» валютный курс обмена рубля, видимо, явится предельным ориентиром для роста планируемой инфляции. Ее надо будет увеличивать до тех пор, пока с этим курсом не сравняется паритет рубля и немецкой марки по их покупательной способности. Подтягивание за счет инфляции паритета к курсу позволит уберечь от девальвации валютные накопления россиян. А вот почему речь идет о немецкой марке?

Думается, первое соглашение о взаимной конвертируемости валют может быть достигнуто с немецким национальным банком. В пользу этого указывают некоторые значимые экономические и политические факторы.

Во-первых, немецкие предприниматели понесли, пожалуй, самые большие убытки из-за кризиса в России и поэтому они заинтересованы в скорейшей его ликвидации. Во-вторых, Германия и другие страны ЕС, впрочем как и сама Россия, в связи с выпуском в обращение евро и вполне вероятной из-за этого в обозримом будущем девальвацией доллара, а следовательно, и повязанного им рубля, заинтересованы в стабилизации рубля и обмене с ним своих валют на объективной основе. Ведь на страны ЕС приходится значительная (примерно треть) доля российского внешнеторгового оборота, главным образом нефти и газа. А нестабильность рубля ведет к сворачиванию как российского товарного производства, так и российского рынка для европейских товаров. Поэтому с устранением зависимости рубля от доллара ослабится воздействие американской валюты и финансовых спекуляций также и на европейскую экономику. В-третьих, в таком исходе должно быть заинтересовано и политическое руководство Германии, которое в последние годы ратовало за инвестиции в российскую экономику, и у него появится возможность исправить ошибки в проводившейся российской политике.

Конвертируемость рубля с другими валютами до заключения соответствующих межгосударственных соглашений может осуществляться по их кросс-курсам с немецкой маркой.

Предлагаемый подход к конвертации валют может стать началом проведения международной политики обеспечения единства измерения стоимости, что позволит уменьшить или вовсе исключить многие факторы, негативно влияющие на эквивалентность международного товарообмена и вызывающие финансовые кризисы. Использование при этом в качестве обменного курса паритета покупательной способности национальных денежных единиц соответствующих стран исключит спекуляции валютой и тем самым возможности манипулировать экономикой этих стран международными финансовыми спекулянтами.

ВАЛЮТНЫЕ КРЕДИТЫ ПО ДОВЕРИЮ ВЗАЙМЫ

Нормализация в стране товарно-денежного обращения окажется невозможной без валютных заимствований. Они, как отмечалось, необходимы, во-первых, для погашения прежних долгов, во-вторых, для импорта продуктов питания и потребительских товаров, в-третьих, для скорейшего избавления от импортной наркотической зависимости путем интенсивных закупок технологий и технологического оборудования для собственного производства ныне импортируемых потребительских товаров и промышленной продукции, в-четвертых, для обновления технологической базы промышленности с целью производства конкурентоспособной продукции.

Не секрет, что получать валютные кредиты за рубежом при наших долгах, а также из-за недавних событий стало весьма и весьма проблематичным. Поэтому сейчас очень важно привлечь в качестве кредитов валютные накопления российских граждан. По оценкам, в «чулках» и «кубышках» граждан страны хранится от 30 до 50 млрд. долларов. Но вряд ли кто-нибудь из их владельцев доверит эти деньги российским банкам, что подтверждают и социологические опросы. А если частные вклады в России разрешить принимать солидным зарубежным банкам? Иначе говоря, взять взаймы их авторитет и доверие к ним. Думается, что таких банков для начала, чтобы в максимальной мере сконцентрировать финансовые ресурсы и эффективно их использовать, минимизируя риски, должно быть немного. И, учитывая приведенные выше соображения о конвертации рубля с маркой, хотя бы один банк должен быть немецким. Скорее всего известный Дойче Банк, застраховавший до 70 процентов немецких инвестиций в России и заинтересованный поэтому в их окупаемости и возврате. Причем организовать в нем прием вкладов представляется целесообразным в рамках комплексного проекта по инвестициям в Россию, который надо разработать совместно с германской стороной.

Одной из процедур проекта должна стать описанная выше организация конвертации рубля с немецкой маркой. Тогда валютные вклады российских граждан Дойче Банк будет использовать в качестве кредитов российским же предприятиям и фирмам. Но, дабы исключить возможность нецелевого использования денег, попросту говоря воровства их получателями, заимствования должны предоставляться либо в виде связанных кредитов, то есть для приобретения определенной продукции, либо в виде целевых кредитных линий, причем только для оптовых импортных закупок товаров за рубежом, а также технологического оборудования для российских предприятий по соответствующим бизнес-планам. Заемщиками могут быть и иностранцы. Им будут выдаваться кредиты для импорта товаров в Россию и закупок российской продукции на экспорт, а также для инвестиций в российскую экономику. Причем гарантами заемщиков смогут выступать российские банки при условии размещения ими страховых средств — для страховки того же Дойче Банка — на своих корреспондентских счетах в этом банке. Участие в таком проекте представляется единственной возможностью для российских банков восстановить доверие сограждан.

Тот же Дойче Банк будет уполномочен конвертировать рубли в марки и иную валюту по кросс-курсам на описанных выше условиях, в том числе временно, до нормализации рублевого обращения, ограничивающих свободу получения валюты внутри России. А так как Дойче Банк располагает большой сетью корреспондентских счетов в разных странах, то перевод туда соответствующей валюты будет совершаться за считанные часы. То есть до появления там получателя «живых» денег, если речь идет о физическом лице. Причем сумма валюты, которую «живьем» можно будет получить на руки, не должна превышать определенной величины, зависящей от баланса российского экспорта и импорта. Такой порядок сохранится до вывода российской экономики из кризиса. К слову, подобным образом поступали европейские страны после Второй Мировой войны. Ограничения в получении наличной валюты при вывозе ее за рубеж соблюдались там свыше 10 лет, пока экономика этих стран не окрепла.

Еще более жесткой была валютная политика в послевоенной Японии. Распоряжалось иностранной валютой исключительно японское правительство. Предприятиям разрешались валютные платежи только при импорте передовых технологий, а также ресурсов и продукции, которые были необходимы для развития национальной экономики. Импорт же потребительских товаров существенно ограничивался. Так что правительству и Центробанку России нечего прислушиваться к демагогическим разглагольствованиям о недопустимости каких-либо запретов на свободное обращение иностранной валюты в стране и ее обмен. Иначе вскоре менять будет нечего.

По мере заключения соглашений о конвертации рубля с другими странами их банки в ограниченном количестве также могут быть допущены в России для работы как с валютными, так и рублевыми депозитами частных лиц. Что же касается российских банков, то им придется завоевывать место под солнцем в состязательности, добиваясь в первую очередь восстановления доверия соотечественников, которое утеряно надолго. Первым шагом на этом пути может быть упоминавшееся выше страхование кредитов. Проводить же операции с иностранной валютой, включая ее конвертацию и открытие частных вкладов, представляется необходимым разрешить лишь небольшой группе российских банков. Это позволит сконцентрировать в них относительно значительные валютные суммы, что необходимо для эффективных инвестиций и кредитования, а кроме того, облегчит государственный контроль за использованием валюты.

Правила и условия проведения валютных операций, включая конвертацию, обслуживание счетов и кредитование, должны быть едиными для всех банков, как российских, так и зарубежных. Причем на время вывода российской экономики из кризиса, с тем чтобы в максимальной степени привлечь в нее инвестиции, представляется целесообразным соблюсти еще одно важное условие пользования валютными депозитами российских граждан: банкам в России, в которых открыты такие депозиты, можно будет вывозить капитал за рубеж и свободно его использовать только в размере определенной части полученной чистой прибыли от этих вкладов. Это стимулирует эффективное использование денег вкладчиков для инвестиций внутри России, в том числе за счет ускорения их оборачиваемости.

Конечно же, чтобы наши соотечественники понесли свои деньги в иностранный банк, потребуются весьма серьезные гарантии для его нормальной работы со стороны российских властей, в том числе законодательные. Немаловажную роль в этом должен сыграть постепенный переход к курсу обмена валют с рублем на основе паритета их покупательной способности. Возможно, тогда иностранная валюта в России будет в какой-то мере девальвирована. И чтобы ее российские владельцы в очередной раз не потеряли свои накопления, им будет выгодно открывать валютные счета. Но все это потребуется терпеливо, грамотно, то есть без вранья, и доходчиво, причем заблаговременно, объяснять людям, которых власть многократно обирала.

КАК ВЕРНУТЬ В СТРАНУ УВОРОВАННЫЕ ДЕНЬГИ

Помимо владельцев валюты внутри страны, имеется немало российских граждан, которые «хранят» — речь идет, по оценкам, о сотнях миллиардов долларов — валюту за рубежом. Часть из них заполучили ее незаконно, попросту говоря, уворовали и незаконно ее туда вывезли, а кое-кто не возвратил, как положено, выручку домой. Всем им можно дать какое-то время на свою добровольную реабилитацию при условии передачи денег в филиалы, в том числе зарубежные, того же Дойче Банка, если это дело будет ему доверено. Но на разных условиях. Если деньги украдены, то, допустим, 95 процентов суммы должно быть отдано их пострадавшему владельцу, из которых, как положено, три четверти будет конвертировано в рубли. А раскаявшемуся и пришедшему с повинной останется, допустим, пять процентов для вознаграждения, которые в банке положат на его валютный депозит. Что же касается незаконно вывезенной или удерживаемой за рубежом валюты, то их владелец заплатит государству штраф, допустим, 10 процентов суммы, а из оставшихся денег тот же Дойче Банк три четверти переведет в рубли и отдаст их владельцу валюты, а оставшуюся часть положит на его депозит. Причем открывать вклады пришедшим с повинной можно позволить и в зарубежных филиалах банка при соблюдении всех указанных выше условий последующей выдачи кредитов и конвертации.

Когда срок, отпущенный для самореабилитации, истечет, должны быть предприняты карательные меры по возврату валюты. Чтобы разыскать незаконно удерживаемые за рубежом российские деньги, представляется целесообразным, помимо Интерпола, прибегнуть и к помощи кредиторов, членов Парижского и Лондонского клубов. Они знают зарубежные счета российских банков и отдельных граждан и, видимо, готовы их предъявить российской стороне для анализа, так как заинтересованы в возврате своих денег. В этом году правительство России должно выплатить около 10 млрд. долларов, при том что нынешний золотовалютный резерв Центробанка составляет 12,5 млрд. долларов. И если выплаты внешнего долга, достигшего 160 млрд. долларов, не отложат, стране придется худо. Думается, добиться взаимоприемлемой реструктуризации долгов окажется возможным, если кредиторы станут участниками выполнения в России обоюдовыгодной эффективной антикризисной программы.

ИНВЕСТИЦИИ ИЗ ПЕПЛА СГОРЕВШИХ ВКЛАДОВ

Как известно, жертвами финансовых спекуляций, инициированных правительством РФ, оказались и вкладчики коммерческих банков. Причем гарантии возврата им денег Сбербанком во многом от лукавого, так как распространяются эти гарантии в полной мере лишь на валютные депозиты. Что же касается рублевых сбережений, то в Сбербанке их никто не собирается ни индексировать, ни повышать процентную ставку, доведя ее хотя бы до уровня ценовой инфляции. А примерно 30 процентов вкладчиков, доверивших свои деньги прочим банкам, видимо, лишились их. Между тем эти деньги, причем в суммах, увеличенных на размер их обесценивания, можно было бы возвратить. И вот каким образом.

Суммарный долг российских коммерческих банков своим зарубежным кредиторам, по оценкам, составляет 19 млрд. долларов, при том что их активы равны примерно 12 млрд. долларов. В числе этих активов значится валюта на зарубежных счетах, а также акции самих банков и многих предприятий, акционерами которых являются эти банки. Думается, что и деньги, и акции можно через суд взыскать в пользу частных вкладчиков упомянутых банков, так как согласно нашим законам они обладают первоочередным правом на возврат денег и компенсацию своих убытков. Акции можно будет передать некоторым зарубежным банкам-инвесторам в управление на условиях постепенного, в течение определенного срока, возврата долга вкладчикам и кредиторам российских банков-банкротов. Сделать это можно за счет извлечения прибыли от эксплуатации соответствующих предприятий. А после выплаты задолженностей акции могут быть проданы упомянутым зарубежным инвесторам. До этого времени они смогут вывозить за рубеж лишь определенную часть получаемой чистой прибыли. Банкам, согласившимся на такое дело, также должно быть разрешено принимать рублевые и валютные вклады российских граждан на упомянутых выше условиях.

Наряду с привлечением для инвестиций в российскую экономику валютных сбережений граждан, а также незаконно вывезенной валюты, необходимо максимально использовать для этих целей и рублевую денежную массу. Но, чтобы предприятия могли воспользоваться кредитами и стать на ноги, их необходимо на какое-то время освободить от выплаты долгов.

ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ДОЛГОВЫХ ПУТ

Отсрочка выплаты задолженностей и их реструктуризация необходимы как для достоверного выявления существующего денежного дефицита, не позволяющего сегодня выплатить долги и проводить нормальные взаиморасчеты, так и для того, чтобы при осуществлении описываемого антикризисного сценария дать возможность потенциально рентабельным предприятиям заработать деньги и стать на ноги. Нынешняя вялотекущая реструктуризация задолженностей предприятий и бюджетов основана на их взаимозачетах. Но вместо выстраивания цепочек из взаимных должников, как это делается сегодня, предлагается кредиторскую и дебиторскую задолженность всех предприятий, банков и бюджетов передать в один отобранный на основе конкурса уполномоченный коммерческий банк. В этом банке и будет проведен внутренний взаимозачет каждому предприятию (банку, бюджету) его дебиторской и кредиторской задолженности путем их вычитания друг из друга. Если останется нескомпенсированной «дебиторка» (положительное сальдо), а предприятий с таким дисбалансом, когда им должны больше, чем они сами, сравнительно немного, то уполномоченный банк выплатит им разницу из кредитных средств, предоставленных Центробанком. Возможно, за счет дополнительной эмиссии денег. Ведь положительное сальдо после внутреннего взаимозачета долгов свидетельствует, что данное предприятие выпустило продукцию, не обеспеченную в обороте деньгами.

Предоставленные ЦБ кредитные средства, в том числе для погашения остающейся дебиторской задолженности (при положительном сальдо), будут впоследствии возвращены предприятиями, у которых «кредиторка» превышает «дебиторку» (отрицательное сальдо). Остающаяся у них после уменьшения (зачета) на величину «дебиторки» кредиторская задолженность «замораживается» в банке на определенный срок. По его истечении, при сохранении долга, какое-то время должна выплачиваться прогрессирующая пеня, после чего должника будут банкротить. Период отсрочки надо устанавливать индивидуально каждому предприятию в зависимости от его технологического цикла производства и размера долга. Стоимость обслуживания долга уполномоченным банком не должна превышать тысячных долей процента в год от его суммы. Ведь она огромна: к концу прошлого года общая кредиторская задолженность только в промышленности более чем на 505 млрд. рублей превысила дебиторскую. Так что будет на чем заработать.

Следует подчеркнуть: долги бюджетам необходимо очистить от штрафов и пеней, которые зачастую оказываются соизмеримыми с самими налоговыми неплатежами. Ведь в них повинна в основном сама власть, создавшая своей политикой дефицит платежного оборота. Что касается разнообразных векселей и прочих долговых обязательств, находящихся в обращении, то, после экспертизы достоверности, их дальнейшее использование надо запретить, а долги по ним присоединить к остающейся кредиторской задолженности эмитентов этих бумаг, «замороженной» в уполномоченном банке. Так как вексель является средством платежа, то впредь он должен быть, как и деньги, единообразным, соответственно защищенным и оформляться только Центробанком в виде кредита коммерческим банкам.

ОТ ФИНАНСОВЫХ СПЕКУЛЯЦИЙ — К ИНВЕСТИЦИЯМ В ПРОИЗВОДСТВО

Самым сложным в предлагаемом сценарии финансового оздоровления экономики окажется начальный этап — направление большей части денежной массы на инвестиции в товарное производство, что потребует принятия радикальных принудительных мер на время преодоления экономического кризиса. И для этого понадобится коренным образом изменить проводимую нынче экономическую и финансовую политику, что будет невозможным без политической воли президента и правительства. А они еще совсем недавно были озабочены расширением спекулятивных финансовых рынков и поддержанием их стабильности, так как занимали на них громадные деньги под большие проценты, выпуская гособлигации. Построенная правительством пирамида облигационных заимствований для покрытия долга отсасывала бюджетные деньги, причем все больше и больше.

Получался дичайший парадокс. Вместо того чтобы кредитовать товарное производство и извлекать доходы и налоги в бюджет за счет реализации предприятиями производимой продукции и получаемой ими прибыли, правительство деньгами налогоплательщиков — в августе 1998 года на это тратилась уже треть бюджета — расплачивается за кредиты, полученные у спекулянтов на фондовом рынке. Иначе говоря, оно с убытками для себя кредитовало спекулянтов, чтобы они и впредь могли «производить» новые займы правительству, которые надо возвращать как минимум в полуторном размере. Благодаря громадной заинтересованности и содействию властей внутренние российские финансовые рынки удерживали, как отмечалось, примерно 75 процентов рублевой денежной массы и почти всю валюту.

Чтобы разорвать этот порочный круг, необходимо запретить правительству и региональным администрациям занимать деньги без их окупаемости, а банкам следует существенно ограничить возможности для финансовых спекуляций, вынуждая их повернуться своими капиталами к производству. Наводить же порядок следует, начиная с Центробанка.

УЗДА ДЛЯ ЦЕНТРОБАНКА

В любой нормальной стране центральный (национальный) банк призван обеспечивать стабильность денежного обращения путем поддержания его баланса с товарным. У нас же Центробанк разрушил денежное обращение в сфере товарного производства и до недавних пор был озабочен его поддержанием лишь на финансовых спекулятивных рынках. Для этого ЦБ сам превратился в главного финансового спекулянта страны, монополизировав валютный и кредитный рынки, через которые он активно вмешивался в торги на фондовом рынке. Скупал ЦБ в больших размерах и гособлигации.

Вред государству наносила также кредитная деятельность ЦБ. Используя предоставленное ему монопольное право денежной эмиссии, он ее из средства стабилизации сбалансированного с товарным денежного обращения превратил в собственный высокодоходный источник. Громадная «прибыль» от «производства» дефицитных денег извлекалась установлением ставки рефинансирования — платы за кредит, одно время многократно превышавшей официальную ценовую инфляцию. Естественно, коммерческие банки, получающие от ЦБ кредиты, продают их еще дороже, и они оказываются совершенно недоступными товаропроизводящим предприятиям. В итоге все время сворачивается производство и сокращается налогооблагаемая база.

Следует заметить, что «прибыль» Центробанка образовывалась и за счет бюджета, так как значительная часть кредитов, выдававшихся ЦБ коммерческим банкам, поступала затем правительству в виде облигационных займов, возвращавшихся им с процентами. Долг по ним к августу 1998 года достиг 395 млрд. рублей, что почти на 15 млрд. рублей превысило тогда саму денежную массу. Таковы еще одни из парадоксов кредитно-финансовой политики в стране. Но не только. Своей бездеятельностью Центробанк способствовал появлению в обращении громадного неучтенного количества денежных суррогатов, не обеспечил унификации и стандартизации пластиковых карт для безналичных платежей и др. Громадная вина лежит на прежнем руководстве ЦБ за кризис на финансовых рынках и за «черный вторник» в понедельник 17 августа 1998 года.

Чтобы Центробанк превратился наконец в истинно государственное финансовое учреждение, регулирующее денежное обращение в стране, его надо поставить под жесткий паритетный контроль Федерального собрания и правительства РФ. Контроль за деятельностью ЦБ, чтобы не махать кулаками после драки, должен начинаться с ежегодного принятия его бюджета и плана финансово-хозяйственной деятельности Федеральным собранием. В этом плане необходимо регламентировать объемы регулирования денежной массы, в том числе путем ее дополнительной эмиссии для нормализации денежного обращения, а также устанавливать ставку рефинансирования. Чтобы ограничить спекуляции деньгами, ставка не должна превышать ценовой инфляции и дополнительно нескольких процентов для покрытия собственных расходов ЦБ.

Подобным же образом необходимо регламентировать кредитную ставку для всех коммерческих банков, дополнив ставку рефинансирования процентами (не свыше 10) для выплат депозитных ставок по вкладам. Такие ограничения вынудят коммерческие банки вместо ростовщичества покупать акции предприятий и получать доходы за счет дивидендов от инвестиций, всячески добиваясь увеличения их эффективности путем развития производства. Кредиты Центробанка при их возврате должны распределяться Федеральным собранием между федеральным бюджетом, бюджетом развития и самим ЦБ для его нужд и дальнейшей выдачи кредитов.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОЛЕЯ ДЛЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Чтобы при единой регламентированной кредитной ставке коммерческие банки не отвлекали свои ресурсы от кредитования и инвестирования производственной сферы, на время вывода экономики из кризиса надо существенно ограничить им пространство для финансовых спекуляций. Для этого в первую очередь необходимо (слабонервные пусть примут капли) закрыть валютный (что требуется и по описанной выше процедуре конвертации рубля), а также межбанковский кредитный рынки. Чтобы исключить при этом межбанковские спекуляции кредитами, трансляцией их через предприятия, финансироваться предприятия должны будут через целевые кредитные линии. Сами банки смогут «отовариваться» деньгами, включая валюту, только в ЦБ и привлекая частные вклады. Монополизация выдачи кредитов позволит Центробанку оперативно регулировать размеры обращающейся денежной массы, сообразуясь с товарной. При этом ускорится денежный оборот в сфере товарного производства, так как деньги не будут задерживаться межбанковскими кредитными операциями. Что касается валюты, то приобретать ее официально можно будет, как отмечалось выше, лишь для внешнеэкономической деятельности, а частным лицам — для вкладов и при выезде за рубеж.

Еще один канал отвлечения денег от инвестиций в производство — обязательные отчисления коммерческих банков в резервный фонд Центробанка. Официальная версия резервирования — ограничение финансовых спекуляций и страхование вкладов. Но замораживание этих средств в условиях платежного дефицита представляется нелепым. К тому же изъятие их из банковского оборота приводит к убыткам и для банков, и для вкладчиков. Подобное «кредитование» Центробанка представляется противоречащим Гражданскому кодексу. Поэтому из пассивного средства ограничения финансовых спекуляций, к тому же, как показало недавнее банкротство банков, не гарантирующего возмещения убытков вкладчикам, но при этом удорожаются кредиты, резервный фонд должен стать активным средством финансирования экономики. Для этого его содержимое необходимо направлять на инвестиции в производство по обязательным (за вычетом ставки рефинансирования) льготным ставкам. Эти деньги могут быть включены в остающийся пока на бумаге бюджет развития и выдаваться в обязательном порядке непосредственно самими банками на кредитование конкурсных инвестиционных проектов, отбираемых, к примеру, Минэкономики. Сегодня в этом министерстве пылятся без намечавшегося и невыполненного в прошлые годы бюджетного кредитного финансирования уже свыше 1800 таких рентабельных проектов. К тому же замораживаемые нынче средства возвратятся в платежный оборот, что позволит повысить доходы вкладчиков и потому увеличить привлекательность тех же банков для частных вложений.

ДЕНЬГИ ПОД «ТОЧКИ РОСТА»

Но, помимо финансирования инициативных инвестиционных проектов, а они принадлежат в основном малым и средним предприятиям, стратегией подъема экономики должно стать кредитование так называемых «точек роста».

Для этого необходимо, в том числе по конкурсу, отобрать рентабельные производства потенциально востребуемой на рынке продукции с учетом баланса имеющихся на сегодня ресурсов. Речь идет о комплексной долгосрочной государственной программе реанимации и развития отечественной промышленности. Если дело пустят на самотек, не исключено перепроизводство той или иной продукции, и деньги окажутся потраченными зря. Подобное уже произошло несколько лет тому назад, в частности, с производством нефтяных станков-качалок, когда впустую израсходовали на это часть и без того куцых конверсионных кредитов.

Под программу «точек роста» должна быть предусмотрена соответствующая денежная эмиссия, направленная на нормализацию в стране платежного обращения. Чтобы «живых» денег понадобилось для этого меньше, целесообразно использовать вексельно-денежную схему финансирования проектов и клиринговые расчеты. Векселя будут применяться для взаимозачетов в тех цепочках кооперационного производства продукции, где происходит взаимный обмен ресурсами и услугами. При этом вексельные и клиринговые расчеты должны сопровождаться соответствующей частью денежных. Но для исполнения предусмотренных товарных поставок векселя не должны утекать на вторичный спекулятивный рынок, и поэтому их надо выпускать в бездокументальной форме, то есть безналичными, например, в виде электронной версии, используя для контролируемых взаиморасчетов.

Платежный оборот, как отмечалось, можно оптимизировать за счет уменьшения денежных потоков. Причем добиться этого позволит также переход на договорные, пониженные до себестоимости цены по кооперационным цепочкам «производитель — потребитель», которые для производства той или иной продукции (станков, тракторов, автомашин и др.), как отмечалось выше, объединятся в соответствующие промышленные группы или по соглашениям организуют локальные рынки. Тогда под общей «крышей» деньги им понадобятся только для выплаты зарплаты и налогов, а также закупок необходимых ресурсов, бюджет, прибыль и налоги у них будут консолидированными, а налоги будут выплачиваться от реализации конечной продукции и общей прибыли.

Финансироваться программа «точек роста» должна за счет беспроцентных государственных кредитов через целевые кредитные линии, что исключит возможности разбазаривания и воровства денег, так как все платежи предприятий будут под жестким контролем. Для этого необходимо наконец-то создать государственный «Российский банк реконструкции и развития». Его можно образовать и на основе одного или нескольких крупных коммерческих банков, где велика доля государственного капитала. В этот банк, чтобы он мог финансировать крупные и «долгоиграющие» проекты, представляется целесообразным передать все государственные средства из многочисленных внебюджетных инвестиционных фондов, а также государственных инвестиционных учреждений и бюджета развития.

Благодаря использованию целевых кредитных линий новые деньги в свободное обращение поступят лишь под готовую продукцию. Это исключит негативные последствия, в частности, рост ценовой и денежной инфляции, которых так опасаются противники эмиссии, но, кроме эмоций, не приводят никаких обоснованных доводов против ее осуществления. Следует заметить, что ценовая инфляция порождается не нормализацией денежного обращения, а, в частности, высокими кредитными ставками, которые приводят к увеличению себестоимости продукции и, следовательно, цен.

Между тем рублевая эмиссия под зарубежные валютные заимствования проводится. Ведь валюту запрещено использовать у нас в качестве платежного средства. Таким образом дело доходит до абсурда. Вместо того чтобы нормализовать платежное обращение, увеличив денежную массу до размеров, обеспечивающих ее минимальное требуемое соотношение (порядка 40 процентов) с ВВП, правительство берет в долг потенциально инфляционные доллары, и мы укрепляем их, создавая под вновь выпущенные в счет этих долларов рубли продукцию соответствующей стоимости, которой и расплачиваемся, вывозя ее из страны. Так и живем: нам — доллары, в изобилии напечатанные в США, мы — за рубеж нефть, газ, металлы с процентами, которые по стоимости в рублях из-за значительно возросшего спекулятивного валютного курса многократно превышают сами кредиты в прежнем рублевом эквиваленте. Хотя выпускать рубли надо под имеющийся отечественный товар, а не под чужие бумажки, залезая в долги и расплачиваясь за них создаваемой прибавочной стоимостью.

По всей видимости, неспроста в Соединенных Штатах в прошлом году увеличили долларовую массу почти наполовину, хотя она и без того примерно на треть (!) превышала американский ВВП. И оттуда уже послышались «дружеские» голоса, призывающие «помочь» России деньгами. Американскими. Возможно, на эти деньги замышляются увеличение перекачки российских энергоресурсов за рубеж и окончательное долговое закабаление нашей страны.

ФОНДОВЫЙ РЫНОК ТОЖЕ НА СЛУЖБУ ПРОИЗВОДСТВУ

Как отмечалось, правительство РФ, а также многие региональные администрации тратят немалые бюджетные средства на погашение долгов по облигационным займам. Долги эти непрерывно растут, угрожая властям полным банкротством. Сигналами предупреждения об этом, к которым не прислушивались, явились кризисы на фондовом рынке, свидетельствовавшие о потере доверия к властям со стороны их кредиторов, купивших облигации. Хотя совершенно очевидно, что, вкладывая деньги не в спекулянтов, а в экономику, эти вложения можно многократно окупать налогами в казну.

По существу, облигационные займы являются доходами соответствующих бюджетов, а их возврат — расходной статьей. Но они в отличие от прочих статей бюджета не полностью вносятся в него, что делает заимствования бесконтрольными, а потому безответственными и убыточными. Чтобы вывести страну из кризиса, необходимо в числе прочих мер заткнуть и громадную дыру в консолидированном бюджете, образуемую убыточными заимствованиями. Для этого все займы исполнительных властей должны утверждаться соответствующей законодательной властью, для правительства РФ — Госдумой. Причем на условиях как минимум окупаемости, что заставит власть, берущую кредит, часть средств направлять на инвестиции в рентабельное производство. А подтверждаться окупаемость должна представлением соответствующих бизнес-планов.

Немало денег отвлекается также на вторичные рынки акций. Чтобы ограничить на них спекулятивные игры, основанные на манипуляциях ставками, представляется целесообразным 20—30 процентов от стоимости акций взыскивать с их покупателя в пользу предприятия-эмитента в виде кредита на 1—2 года. Проценты по нему будут выплачиваться в размере дивидендов по акциям с учетом времени его использования. Тем самым приобретать эти ценные бумаги станут лишь инвесторы, заинтересованные в развитии того или иного производства. А спекулянты исчезнут. Ведь нынче от вторичных распродаж акций предприятия ничего не имеют.

ОТ АНАРХИИ С ФИГОЙ «НЕВИДИМОЙ РУКИ» — К ПОРЯДКУ

Антикризисный сценарий не ограничивается перечисленными первоочередными мерами. Они должны сопровождаться переходом к принципиально новому налогообложению, стимулирующему расширение налогооблагаемой базы, защитой и стимулированием развития собственного производства, структурной перестройкой экономики и еще многим другим. Но все это предмет следующих публикаций, которые будут предложены вниманию читателей «ПВ» в ближайшее время.
И в заключение несколько слов либералам от рынка. Эпоха детерминистских представлений великого «эконома» прошлого Адама Смита о свободе рыночной конкуренции с «невидимой рукой» завершилась в 30-х годах этого столетия громадной фигой из пальцев этой руки — Великой всемирной депрессией. Она ознаменовала собой конец хищнического и случайного накопления капитала, приводящего к разрушительному перепроизводству продукции и разорению множества товаропроизводителей. После этого мир стал воспринимать рыночную экономику как потенциально стохастическую систему, в которой необходимо всячески гасить случайности, дестабилизирующие общество, превратив «невидимую руку» в видимую управляемую. В этом отношении современная рыночная экономика напоминает систему дорожного движения, в которой стараются принудительно не допускать случайных негативных проявлений человеческого фактора, когда многие водители и пешеходы одновременно стремятся как можно быстрее добраться до нужного им места.

Чтобы упорядочить такую хаотичную состязательность и исключить жертвы (банкротство), введены соответствующие правила дорожного движения, за соблюдением которых строго следят полицейские. К слову, во избежание хаоса конкуренции на потребительском рынке и перепроизводства страны ЕС еженедельно (!) договариваются о единых ценах, в частности, на сельскохозяйственную продукцию и продукты питания. Это вынуждает товаропроизводителей бороться за место под солнцем, добиваясь прибыли снижением затратности производства и увеличением его объемов. Регулирование цен позволяет одновременно бороться с монополизацией рынка. У нас же создали анархию в экономике и борются с монополистами-производителями той или иной продукции. Пример тому — многолетние намерения развалить естественных монополистов, чреватые появлением множества более мелких неуправляемых монополистов и сворачиванием производства. Хотя только в больших системах благодаря концентрации ресурсов возможна эффективная стратегия их развития. Поэтому «невидимая рука», рукопожатия которой домогались наши радикал-реформаторы, показала всем нам громадную фигу.

Что касается национальных денег, то это стратегический ресурс, производимый государством и являющийся основой его процветания и безопасности. Поэтому государство обязано законодательно регламентировать использование и поддержание нужного количества этого ресурса в интересах всего общества, а не отдельных лиц, любыми путями под знаменем анархии и либерализма рыночных отношений стремящихся к личному обогащению.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru