Почему необходимо срочно создать объединение работодателей нефтяной и газовой отраслей / О. Ф. Жилин, О. И. Кононенко

До 1990 года в СССР существовала система надежных социальных гарантий наемных работников. О качестве тех гарантий можно спорить, но факт остается фактом – система действовала. В СССР в системе социального партнерства был один работодатель – государство. Министерства заключали с соответствующими профсоюзами соглашения, в которых определялись уровень зарплаты, количество и оплата отпускных дней, другие социальные обязательства. Каких-то особых разногласий не возникало, разве что у руководства предприятия с профсоюзной организацией при решении вопроса об увольнении прогульщика или разгильдяя: профсоюзы в то время защищали всех работников.

С переходом предприятий в частную собственность государство уже не могло выступать в качестве единоличного работодателя. Но вот нести ответственность за установление и соблюдение законных и справедливых трудовых отношений оно по-прежнему продолжало. Поэтому появилась необходимость выработать ряд нормативно-правовых актов, которые регулировали бы отношения между работодателями и работниками на всех уровнях.

С началом формирования новой законодательной базы было невозможно в одночасье разработать и принять множество необходимых законов и подзаконных актов. Часть вопросов регулировалась указами Президента РФ и решениями законодательных собраний субъектов федерации. В начале 1992 г. вступил в силу Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)», который предписывал заключать трехсторонние тарифные соглашения между органами государственного управления, профсоюзами и представителями собственников (работодателей). В них должны были предусматриваться взаимные обязательства сторон по регулированию социально-трудовых отношений.

В нефтяной и газовой отраслях до 2005 г. интересы работодателей представляло Минтопэнерго, а затем Минэнерго России, которым компании и организации предоставляли полномочия на разработку и заключение отраслевых тарифных соглашений.

В 2002 г. был принят Федеральный закон «Об объединениях работодателей», установивший правовые основы создания объединений работодателей и их деятельности в сфере регулирования социально — трудовых отношений. Объединения работодателей призваны заниматься исключительно социально-трудовыми и связанными с ними экономическими отношениями. При этом организациям, которые предоставляли до этого интересы работодателей, отвели три года, чтобы привести свои учредительные документы в соответствие с новым законодательством. Но уложиться в эти сроки многие не смогли, поэтому в 2005 г. их снова продлили — до 1 ноября 2007 г.

С 2005 г. интересы работодателей нефтегазовой отрасли представляет «Союз нефтегазопромышленников России». В 2008 году Наблюдательный совет Российского газового общества (РГО) принял решение о вступлении в Координационный совет объединений работодателей России в качестве самостоятельного юридического лица.

По поручению координатора стороны работодателей с этого времени представитель РГО принимает участие в работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию трудовых и социальных отношений. Участвуя в ее заседаниях, представитель РГО не имеет, однако, прямых поручений работодателей отрасли, вытекающих из их коллективных договоров, и не может интегрировать обязательства работодателей в систему отраслевых и страховых тарифов, а также в отраслевое и Генеральное соглашение.

По этой причине при формировании рабочей группы по подготовке проекта нового Генерального соглашения между Общероссийскими объединениями профсоюзов, Общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ: в ее составе нет представителей работодателей главных бюджетообразующих отраслей промышленности. А ведь нефтяная и газовая отрасли остаются «локомотивом» развития страны!

В соответствии с Трудовым кодексом соглашения, заключаемые на отраслевом уровне, стали называться отраслевыми, без слова «тарифные», но суть от этого не изменилась. Действие девятого отраслевого соглашения, заключенного в 2007 г. закончится вместе с 2010 годом. Но на следующий срок, начиная с 2011 г., ни «Союз нефтегазопромышленников России», ни РГО в соответствии с Законом «Об объединениях работодателей», не вправе заключить отраслевое соглашение от имени работодателей нефтяной и газовой отраслей.

При отсутствии отраслевого объединения работодателей предприятия этих отраслей не будут иметь возможности участвовать в формировании отраслевого соглашения на очередной трехгодичный период, не будут иметь инструмента защиты своих интересов при формировании положений нового Генерального соглашения, и не смогут учитывать свои социальные обязательства в отраслевых и страховых тарифах. Для понимания всего комплекса негативных последствий поясним складывающуюся ситуацию.

Во-первых, негативно скажется начавшийся переход от обязательного единого социального налога к страховому обеспечению социальных обязательств. И вот почему.
В 2010 году страховые тарифы не превышают взимавшегося ранее единого социального налога в размере 26%. Но это временная уступка бизнесу для преодоления последствий кризиса и подготовки к увеличению страхового тарифа в 2011 г. до 34 или даже до 36% от размера заработной платы. Где изыскать эти дополнительные 8-10%? Снизить заработную плату всем или сократить персонал, повысить производительность труда на 10% или «увести заработную плату в тень»?

В первую очередь эти вопросы зададут себе руководители хозяйствующих субъектов, цены на продукцию и тарифы на услуги которых регулируются государством. Понятно, что все перечисленные варианты для них не приемлемы. Выход здесь может быть один – договариваться в рамках Генерального и отраслевого соглашений об учете возросшей страховой нагрузки на работодателей в регулируемых отраслевых и страховых тарифах.
Оппоненты сразу скажут: увеличение тарифов не соответствует социальной политике государства. Как представляется, это неверное и даже вредное утверждение.

Социальная политика государства, прежде всего, направлена на всестороннее развитие и укрепление социального партнерства. В социальном партнерстве участвуют три стороны — трудящиеся, работодатели и государство, которые являются производителями и/или потребителями товаров и услуг. У потребителя, которому приходится оплачивать возросший тариф, также есть свой работодатель или органы социальной защиты, которые через свои объединения или государственные органы регулирования должны симметрично изменять условия оплаты труда потребителя. Трудно? Да, трудно гармонизировать взаимодействие сторон социального партнерства, когда существуют всего 11 из 60 как минимум необходимых объединений работодателей.

Следует также учесть, что особое место занимает пенсионная часть страховых отчислений. В проектах федерального бюджета на 2010, 2011 и 2012 г.г. средства на пенсионное обеспечение граждан не предусмотрены. А это означает, что государство социальную ответственность перед пенсионерами целиком возложило на работодателей. Отчисляемые работодателями страховые взносы должны в ближайшем будущем обеспечить выплату пенсий в среднем на уровне 40% от заработной платы!

Сама система пенсионного обеспечения в стране в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Окончательный ее вид пока не ясен. Но понятно одно: коль скоро социальная ответственность перед сегодняшними и будущими пенсионерами возлагается на работодателей, нельзя без их непосредственного участия строить новую пенсионную систему. При этом самым тщательным образом необходимо учитывать ошибки и просчеты недавнего прошлого.

Необходимость и целесообразность перехода к накопительной системе формирования пенсионного обеспечения признана, и главное в ней – обеспечение сохранности этих средств. Созданные негосударственные пенсионные фонды (НПФ) не смогли массово вовлечь в свои ряды будущих пенсионеров, заботящихся о приросте накопительной части будущих пенсий, (не более 10% из них охвачены договорами с НПФ). Они также не смогли развить и систему софинансирования пенсионных накоплений. Вдобавок к этому НПФ в кризисной ситуации потеряли до 25% пенсионных накоплений, размещенных в так называемых дефолтных финансовых инструментах.

Пенсионные накопления, которые являются практически единственными «длинными» деньгами, в результате проводимой финансовой политики так и не стали инвестиционными средствами в экономике страны, превратившись в «инструменты» финансового рынка. А работодатели, которые за счет своих отчислений сформировали эти накопления, (а сегодня еще и получили социальную ответственность за них перед сегодняшними и будущими пенсионерами), в большинстве своем не участвуют в управлении пенсионными фондами, не допущены к созданию системы инвестирования для целей накопления и ищут возможности внешних заимствований. Полезно в связи с этим вспомнить, что в кризис мы вошли с 500 млрд. долларов внешней корпоративной задолженности.

Однако есть и положительные примеры: негосударственный пенсионный фонд Ханты-Мансийского автономного округа за тот же период показал высокую доходность – около 30%, в Волгоградской области начался процесс привлечения пенсионных накоплений в инфраструктурные проекты. Это отдельные фрагментарные успехи в решении проблем сохранения и приумножения пенсионных накоплений, которые требуют всестороннего изучения и распространения.

Работодатели могут выправить положение только объединившись, так. как лишь их объединениям законом предоставлено право равного с объединениями профсоюзов и государством участия в управлении социальными фондами. Кроме того, будут совершенствоваться механизмы использования средств обязательного социального и медицинского страхования, поэтому для паритетного учета своих корпоративных интересов в этом деле работодатели также должны принимать самое активное участие.

Во-вторых, негативно скажутся возможные дополнительные финансовые нагрузки, связанные с обязанностью работодателей выполнять государственные нормативные требования охраны труда. Приказом Минздравсоцразвития России от 23 октября 2008 г. № 586 утверждена Программа действий по улучшению условий и охраны труда. Их основной целью является переход к экономическим методам управления охраной труда путем создания и внедрения системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками.

Основной мерой в решении указанной задачи наряду с внедрением системы управления профессиональными рисками на рабочих местах является совершенствование законодательного и нормативно-правового регулирования в сфере охраны труда. В этой связи разработан законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части определения понятия «профессиональный риск», установление прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, связанных с управлением профессиональными рисками, установления порядка организации работы по профилактике профессиональных заболеваний и профессиональной реабилитации работников».

На повышение эффективности системы социального страхования, оптимизацию страховых тарифов и выработку мер экономического стимулирования субъектов трудовых отношений к соблюдению требований охраны труда направлена подготовка законопроекта по внесению изменений в Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125 – ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Изменения должны обеспечить введение механизма гибкой дифференциации страховых взносов, совершенствование системы определения страховых тарифов и методики установления скидок и надбавок к ним для их дифференциации и оптимизации в зависимости от условий труда на рабочих местах и состояния здоровья занятых на них работников в конкретной организации.

По мнению Минздравсоцразвития имеющиеся меры административного воздействия на работодателей, нарушающих требования охраны труда, не способствуют профилактике правонарушений, а мера административного воздействия в форме дисквалификации применяется редко и по решению суда, в связи с чем министерством разработан законопроект, вносящий изменения в Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» и в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности субъектов трудовых отношений за нарушение законодательства об охране труда. Готовится еще целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих отношения субъектов трудовых отношений.

Вряд ли необходимо подробно останавливаться на разъяснении необходимости активного участия работодателей нефтяной и газовой отраслей в подготовке этих законопроектов. Отраслевое объединение работодателей нефтяной и газовой промышленности — это необходимый инструмент для синтезирования нового качества социальной ответственности сторон в общем механизме социального партнерства.

Одним из важнейших направлений его деятельности могла бы стать разработка методик определения расходов, связанных с выполнением обязательств работодателя в процессе трудовых отношений для их учета при формировании регулируемых государством цен (тарифов) на продукцию и услуги предприятий отрасли, осуществляющих как естественно монопольные виды деятельности, так и потенциально конкурентные. В-третьих, вызовом и предупреждением в индустриальном мире являются прогрессирующие техногенные катастрофы и их последствия. Мы стоим перед необходимостью создания системы страхования рисков, которая могла бы сформировать экономические условия их предупреждения. Как представляется, это тоже явится важным направлением деятельности социального партнёрства и сферой общих интересов социально-трудовой и промышленной политики его участников.

Отвечая на вызовы, возникающие при изменениях механизмов регулирования социальных и трудовых отношений, требуется обеспечить связь затрат работодателей с мерами социальной и трудовой политики, принимаемыми на уровне Российской трехсторонней комиссии. В структуре затрат работодателей, которые ранее включали, в том числе, затраты на оплату труда, единый социальный налог, расходы на охрану труда, расходы на выплаты социального характера, прочие расходы, включая взносы в НКО, произошли существенные изменения. Не стало обязательного платежа в бюджет – единого социального налога.

В 2010 году на смену ЕСН пришли страховые взносы с пока еще прежним суммарным размером и прежним долевым распределением составляющих, исчисляемых на основе установленных страховых тарифов. Но с 2011 года суммарный тариф страховых взносов предполагается установить в размере 34% и распределить его по фондам в таком соотношении: 26% в ПФ, 2,9% — ФОСС и 5,1% — ФОМС

Больше всего вопросов возникает по тарифам обязательного социального страхования, которые сегодня регулируются Законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Но ведь тарифы обязательного социального страхования должны учитывать специфику отраслей и нарастание угроз техногенных аварий. и, скорее всего, будут согласовываться с органами государственного регулирования тарифов. Данное обстоятельство в значительной мере может изменить формат работы служб государственного регулирования тарифов и их взаимодействия с социальными фондами и органами планирования социального развития.

Отражение взносов предприятий в некоммерческие партнерства социальной направленности в составе прочих расходов также имеет принципиальное значение для создания устойчивых трехсторонних отношений в системе социального партнерства, на что в определенной мере направлен внесенный Президентом РФ Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО)».

Мы коснулись только некоторых вопросов, решением которых предприятиям нефтяной и газовой отраслей необходимо заниматься уже сегодня. Государство свое видение совершенствования социального партнерства выразило в упомянутых выше документах, Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социальных и трудовых отношений приступила к подготовке нового Генерального соглашения, Нефтегазстройпрофсоюз России начали подготовку проекта отраслевого соглашения на 2011-2013 годы…

Таймер обратного отсчета времени запущен. Кто в существующей ситуации подготовит и проведет в жизнь систематизированную социальную позицию работодателей нефтяной и газовой отраслей промышленности России остается пока открытым.

О. Ф. Жилин, вице-президент Российского газового общества О. И. Кононенко, начальник отраслевого отдела

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru