Стандартизация и унификация в авиапроме

Екатерина Кочеткова

Стандартизация и унификация позволяют многочисленным предприятиям, входящим в состав крупных холдингов, экономить средства, время и усилия и сокращать риски, связанные с производством и обслуживанием воздушных судов.

Парк гражданской авиации постепенно перерождается. Воздушные суда советской постройки все еще используются, хотя их число сокращается быстрыми темпами. Около 80% самолетов, обслуживающих гражданские линии, иностранного производства. Отечественный самолет Sukhoi Superjet 100, на развитие и «долечивание» которого выделяются правительственные деньги, за два года коммерческих полетов показал весьма спорные результаты. Средний возраст самолета в гражданской авиации, лет

Обслуживание и ремонт воздушных судов, обновление и оптимизация процессов разработки, проектирования, и собственно, авиастроения, стоят на первом месте во всех крупнейших авиакомпаниях мира.

Андрей Тимошкин, директор ИТ-департамента ОАК (Объединенной авиастроительной компании), рассказал CNews о результатах обследования состояния ИТ на предприятиях холдинга. Среди проблем эксперт назвал использование устаревшего или изношенного аппаратного обеспечения, сложность мониторинга состояния ПО и необходимости его обновления, нехватка информации об используемых и необходимых лицензиях ПО.

Назывались также отсутствие единой нормативной документации, формализованных процессов управления ИТ и, как следствие, недостаточная эффективность ИТ-процессов.

Предприятия холдинга все чаще взаимодействуют между собой во время разработки и производства, часто возникает необходимость в обеспечении оперативного доступа к информационным ресурсам, предоставляемым в едином формате. ОАК взяла курс на создание единой информационной среды, а также стандартизацию и унификацию процессов общего и корпоративного управления.

Среди наиболее важных проектов в этой сфере Тимошкин назвал стандартизацию и автоматизацию управленческого учета на платформе Oracle Hyperion, инициированный в прошлом году, и сейчас реализованный уже на 16 предприятиях компании. Далее среди проектов он отметил создание системы консолидированной отчетности по принципам МСФО на платформе Oracle Hyperion и проект стандартизации и автоматизации казначейских операций на платформе 1С:8.2.

Сфера техобслуживания и ремонтных работ (ТОиР) также нуждается в унификации ПО и стандартизации форматов обмена данными. В ТОиР задействованы самые разнообразные предприятия, предлагающие техобслуживание и ремонтные услуги, поставщики комплектующих и запчастей, производители авиатехники. Чтобы заставить весь этот симбиоз работать слаженно, все задействованные в процессе компании должны использовать совместимое ПО.

Стандартизация форматов обмена данными ускорит снабжение нужной информацией между вовлеченными компаниями и позволит уменьшить расходы на ТО. К сожалению, разные информационные системы хранят необходимую информацию в разных форматах. К примеру, документация Airbus доступна в форматах SGML и XML, документация Boeing – частично в S1000D, многие также используют форматы таблиц Excel и PDF. В результате возникает необходимость использовать разное программное обеспечения для анализа и обработки данных. Стандарты АТА Spec2000 и ASD1000D призваны облегчить обмен информацией и анализ данных.

Крупные парки часто переводят на новое ПО постепенно. Здесь играет роль и вопрос подготовки персонала, уже привыкшего к старому ПО, и желание проверить целесообразность внедрения. Сегментированное внедрение может реализовываться сначала для обслуживания одних моделей самолетов, потом остальных. Одним из примеров такого подхода является авиакомпания Air France, которая использует разные программные продукты для обслуживания разных типов воздушных судов. Такой метод требует обеспечения совместимости с уже установленным программным обеспечением, что, в свою очередь, требует большого количества времени и усилий.

Многие авиакомпании отдают руководство системами технического обслуживания на сторону, предприятиям, предоставляющим ПО по модели SaaS. Это может привести к тому, что все больше предприятий в отрасли будут использовать единые стандарты, что, в свою очередь, повысит качество и надежность анализа получаемой информации, поскольку провайдеры ТО смогут получить доступ к данным из парков других авиакомпании и проанализировать их. Чтобы реализовать себя на рынке авиауслуг, облачным платформам понадобится не просто предлагать ПО, но и обеспечить совместимость с другим программным обеспечением, к примеру, с корпоративными информационными системами управления (Enterprise Resources Planning, ERP) и обеспечить чтение технической документации.

Одним из примеров таких решений ERP является программный пакет Ramco Aviation Series от компании Ramco Systems для промышленной авиации. В него входит ПО для таких сфер деятельности, как разработка, поставки, производство, продажи, обслуживание потребителя, содержание оборудования, финансы и работа штата предприятия. Клиенты могу получать предлагаемые услуги и как подписку, по модели SaaS. Джим Фитцжеральд, президент компании Ramco Systems Corporation, рассказал, что на протяжении нескольких лет клиенты Ramco спрашивали о возможности перейти на аутсорсинг.

Майкл Денис, старший руководитель компании Blue Water Solutions, также считает, что провайдерам SaaS и аутсорсинга бизнес-процессов пора идти общим курсом. Еще в 2010 г. появились сервисы, предоставляющие смешанные бизнес-модели, в отличие от игроков, предоставляющих «чистый» SaaS. Хотя многие вендоры хотели бы предоставлять отдельные приложения, клиенты и сама отрасль заинтересованы в появлении интегрированных решений, регулирующих и работу на местах, и взаимодействие всех используемых систем.

Парк вертолетов в РФ весьма разнообразен. В стране используется довольно много старой техники, документация к ней зачастую имеется исключительно бумажная. В тех случаях, когда конструкторское бюро переходит на работу по модели цифровой фабрики, ей приходится постепенно оцифровывать документы хотя бы для технического обслуживания старых моделей.

МВЗ им. М.Л. Миля («Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля») приобрел во многом уникальный для России опыт внедрения и использования PLM-решения и практически полностью перешел на работу с электронными 3D-моделями. Конструкторское бюро выбрало PLM-решение от Siemens. В PDM-системе Teamcenter зарегистрировано более 600 сотрудников завода.

Проблему приоритета документации разного вида бюро решило следующим образом: подлинником считается цифровая 3D-модель, утвержденная после прохождения ряда процедур, включая представление заказчику. В случае необходимости изменения вносятся именно в цифровую модель. Бумага же интерпретируется просто как технологическая документация, необходимая для производства изделия. Среди прочих возможностей PDM-систему используют для хранения и предоставления доступа к сканированной бумажной документации работникам цеха, МТО, технологам и другим специалистам.

Кроме того, существует необходимость оцифровывать чертежи комплектующих, приходящие к заказчику в бумажном виде. В этом случае можно передать работу по построению цифровой 3D-модели поставщику за отдельную плату, либо самостоятельно сформировать электронную базу стандартных изделий. Все это требует обучения сотрудников и повышения их квалификации. Но результатами такой работы являются снижение стоимости изделия за счет сокращения риска конструкторских ошибок и недоработок, а также возможных задержек производства, и уменьшение рисков, связанных с травматичностью производства. Запуск изделия проходит быстрее и глаже, тем самым окупая усилия на разработку.

CNews

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru