аспирант химфака МГУ
Новая атомная программа России представляет собой крупнейший индустриальный проект. В настоящее время акцент делается на решении проблемы энергодефицита – большую часть финансирования в рамках федеральной целевой программы по развитию атомного комплекса планируется направить на сооружение новых энергоблоков. В то же время советское радиационное наследие является одним из наиболее болезненных вопросов в развитии отрасли.
Системное решение проблем обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) и радиоактивными отходами предполагается после 2016 года. В настоящее время принимаются пассивные краткосрочные меры для разгрузки заполненных приреакторных хранилищ ОЯТ: расширяются существующие и сооружаются новые. Эта мера позволяет ненадолго отсрочить потребность в промышленных объектах замкнутого ядерного топливного цикла (ЯТЦ).
В Советском Союзе прекрасно осознавали потребность в таком объекте. В 1984 году было начато сооружение завода РТ-2 в Железногорске проектной мощностью 1500 т урана в год (для сравнения: мощность завода РТ-1 на «Маяке» составляет 400 тонн). В 1990 году строительство было остановлено. Среди причин называют перестройку, изменение законодательства и устаревание технологий, а также активные протесты жителей Красноярского края.
В настоящее время на Горно-химическом комбинате продолжаются научно-исследовательские работы над технологией переработки ОЯТ. Сооружение пилотной установки, на которой предполагается оптимизировать разрабатываемые технологии, планируется не раньше 2016 года. Финансирование этих работ является одним из пунктов федеральной программы по ядерной и радиационной безопасности. Полноценный завод по переработке ОЯТ, по оценкам специалистов, может быть введен в эксплуатацию только после 2020 года.
Переработка ОЯТ является перспективным высокотехнологичным рынком. С наступлением атомного ренессанса ведущие ядерные державы начинают активную борьбу за место на этом рынке. Какой могла бы стать в этом случае позиция России? Стратегическим шагом явилось бы сооружение комплекса по переработке ОЯТ и захоронению радиоактивных отходов в рамках многостороннего сотрудничества. Одним из ключевых партнеров для создания такого центра могла бы стать Япония. На это имеется целый ряд причин.
Япония имеет развитую ядерную отрасль с большим парком легководных реакторов и в последнее время между нашими странами активно развивается двустороннее сотрудничество в атомной энергетике (межправительственное соглашение может быть подписано до конца 2007 года). Кроме того, Япония заявляла о своем интересе к многосторонним подходам к организации замкнутого ядерно-топливного цикла, так как будет испытывать дефицит перерабатывающих мощностей даже после полномасштабного ввода в эксплуатацию завода Rokkasho.
Партнерами при реализации такого проекта могли бы также стать Казахстан, Китай и Южная Корея – страны, проявляющие активный интерес к развитию атомной энергетики и созданию замкнутого топливного цикла.
События 2006 года показали, что будущее атомной энергетики за межнациональными альянсами. Буквально за год сформировались новые крупные игроки на международных рынках – это Toshiba + Westinghouse, AREVA + MHI и GE + Hitachi. В лидирующих ядерных державах существует понимание того, что отрасль должна прекратить свое существование как предмет национальной гордости и перейти в более эффективную форму – международные альянсы. Тенденции современного развития мировой атомной энергетики свидетельствуют, что прогресс и экономическая эффективность могут обеспечиваться только наднациональными инициативами.
Сегодня Россия оказалась в своеобразной изоляции. Стратегические альянсы на международных ядерных рынках уже сформированы, но Россия в них не входит. Этот факт в значительной мере обусловлен отечественной нормативно-правовой базой, регулирующей отношения в атомной отрасли.
Тесная связь мирного и военного атома, неэффективная система управления, федеральная собственность на ядерные материалы и установки оказались рудиментами в современных условиях. В этом смысле Япония, США и Франция оказались в большей мере готовыми к тем процессам в мировой атомной энергетике, которые сейчас принято называть ядерным ренессансом.
В руководстве российской атомной отрасли назревает убеждение, что сложившаяся у нас нормативно-правовая база, а также значительная часть системы управления атомно-промышленным комплексом не отвечают потребностям его долгосрочного развития и являются препятствием не только для расширения международного сотрудничества, но и эффективного функционирования отрасли внутри страны.
В 2006-м и 2007 году Россия приняла ряд мер, существенно поменявших регулирование отношений в атомной энергетике. Разделяются военная и мирная составляющие, происходит отказ от исключительно федеральной собственности на ядерные материалы и установки. Начинается корпоратизация ФГУПов и всеобъемлющий переход от юридического управления к корпоративному.
Эти меры должны обеспечить прозрачность и эффективность системы управления отраслью, а также создать институциональную базу для активизации международного сотрудничества.
Что касается институционального базиса для создания международного центра по переработке ОЯТ, то он в значительно мере обеспечен инициативой Владимира Путина по мирному использованию атомной энергии, выдвинутой в январе 2006 года на саммите ЕврАзЭс. В рамках этой инициативы уже создан международный центр по обогащению урана в Ангарске (МЦОУ). МЦОУ – это совместное предприятие России и Казахстана и сейчас обсуждается присоединение к нему Украины, Армении, Узбекистана и других стран. Формой доступа является покупка акций — предполагается, что в будущем доля каждого участника составит порядка 10%.
МЦОУ создан на базе и с использованием российских технологий крупного предприятия, построенного в Советском Союзе в 1950-х годах. Стоит отметить, что используемая в МЦОУ центрифужная технология обогащения урана является наиболее конкурентоспособной в среднесрочной перспективе. Однако в будущем более эффективным может оказаться разделение изотопов при помощи лазерного возбуждения. Эта технология разрабатывается в настоящее время компаниями Silex Systems и GE Energy.
Но создание центра по переработке ОЯТ невозможно в той же форме, в которой создан МЦОУ, в первую очередь по той причине, что у России в настоящее время нет технологий переработки ОЯТ, которые можно было бы коммерциализировать в ближайшие годы. Возможным выходом было бы использование опыта японской атомной программы.
Технологии, использующиеся на заводе Rokkashe в Японии, по сути являются французскими разработками (завод UP-3 во Франции). Главным аргументом при решении импортировать французскую технологию было отсутствие необходимости проводить длительные дорогостоящие исследования при наличии на рынке коммерчески доступной технологии. Несмотря на то, что в Японии ведутся отечественные разработки соответствующих технологий, они находятся на далеких от коммерциализации стадиях.
Кроме того, на Японию наложены серьезные ограничения, касающиеся экспорта технологий обогащения урана и переработки ОЯТ. Поэтому в том, что касается технологического процесса для международного центра по переработке ОЯТ, есть смысл импортировать его, например, из той же Франции.
Если с правовой точки зрения центр по переработке ОЯТ мог бы стать аналогом МЦОУ, то с точки зрения технологий он должен, скорее, напоминать создающееся СП Атомэнергомаш + Alstom, в котором Россия предоставила площадку и инфраструктуру, а Франция – турбинную технологию.
Существующие предприятия ядерного топливного цикла – не лучшее место для сооружения международного центра по переработке ОЯТ. Во-первых, и в Челябинской области, и в Красноярском крае значимым фактором является оппозиционно настроенный социум. Во-вторых, в Советском Союзе при выборе площадки для объектов с замкнутым ядерным топливным циклом значительную роль играла безопасность. Не «безопасность для», а «безопасность от» – эти предприятия были предназначены, в первую очередь, для военных нужд. Поэтому они сооружались в удаленных от границ закрытых зонах с плохо развитой инфраструктурой.
В настоящее время можно исходить из других соображений. При сооружении международного центра по обращению с ОЯТ есть смысл учитывать близость к потенциальным партнерам и рынкам. С этой точки зрения потенциально привлекательным местом для размещения такого объекта мог бы стать дальневосточный регион. На это есть целый ряд причин:
– существует политическая поддержка необходимости развития региона, в частности, интеграции его в АТР, а также разворачивания масштабных индустриальных проектов; – при низкой плотности населения и возможности выбора площадки проект не должен встретить сильного сопротивления общественности;
– близость к Японии и другим потенциальным рынкам и партнерам – Китаю, Южной Корее, Индии, Казахстану, США.
Достаточно острыми вопросами при реализации проекта сооружения международного центра по обращению с ОЯТ станут общественное мнение, безопасность и национальные интересы.
Вопросы, связанные с ядерной и радиационной безопасностью, сильно политизированы. Ряд политиков до сих пор пытается зарабатывать очки на протестах против атомной программы — к счастью, без особого успеха. Основным негативным фактором являются попытки представить отработавшее ядерное топливо как радиоактивные отходы.
Однако, в отличие от них, ОЯТ представляет собой ценное сырье. И с точки зрения экономики ОЯТ представляет собой не угрозу, а возможность занять место на перспективном высокотехнологичном рынке. Преодоление предубеждения является одной из важнейших задач при создании замкнутого ядерного топливного цикла.
Безопасность объекта, создаваемого в таком партнерстве, будет обеспечена участием Японии, которая, как известно, очень серьезно относящейся к вопросам радиационной безопасности. Кроме того, объект должен находиться под контролем МАГАТЭ, что послужит дополнительной гарантией надежности и безопасности.
Едва ли национальные интересы могут пострадать от такого партнерства. Сооружение комплекса по переработке ОЯТ не помешает России параллельно разрабатывать собственные технологии точно так же, как это не помешает Японии. Напротив, у России есть возможность отказаться от технологического национализма и инициировать многосторонний международный проект.
Стоит упомянуть, что США, собирающиеся в обозримом будущем построить завод по переработке ОЯТ на своей территории, рассматривают иностранные технологии (группы AREVA) как один из наиболее перспективных вариантов.
Создание международного центра по переработке ОЯТ является гораздо более сложным проектом, чем МЦОУ. Он потребует больших капитальных затрат, преодоления сопротивления общественности, достижения договоренностей с заинтересованными странами – и все в сжатые сроки. Но высокие капитальные затраты может себе позволить только международный консорциум. А эффективным способом успокоить общественное мнение и обеспечить политическую поддержку проекта будет участие иностранных партнеров и гарантии МАГАТЭ.
Допустим, России удастся быстро договориться с партнерами, согласовать спорные вопросы с экологами и успокоить мирных граждан. В таком случае будет эффективно и своевременно решаться задача обращения с радиационным наследием. Заодно Россия получит ценный опыт эксплуатации перерабатывающего завода. При этом также будет достигнут существенный прогресс в экономической интеграции со странами АТР, причем на высоком технологическом уровне, а не в виде сырьевого придатка.
Другой вариант развития событий предполагает, что Россия ждет завершения разработки собственных технологий и после 2020 года начинает постепенно перерабатывать советское, а также накопившееся за эти годы российское ОЯТ, причем с большими издержками и в большем объеме, чем в случае варианта международного сотрудничества.
Несмотря на всю привлекательность первого сценария, второй тоже является приемлемым и вполне вероятным вариантом. Выбор зависит от того, насколько амбициозные задачи в действительности ставятся перед российской атомной отраслью.