Сейчас много толкуют о войне цивилизаций. Причем не только простые граждане, но и серьезные политики. Вот и наш министр иностранных дел, как-то будучи в Вене, заметил: «Угроза межцивилизационного раскола может быть еще страшнее, чем то, что мы пережили в годы «холодной войны». В связи со всеми этими тревогами хотелось бы кое-что уточнить.
О войне цивилизаций, причем как о постоянном явлении, а не о каком-то будущем сценарии, писали задолго до Сэмюэла Хантингтона. Не верите, прочтите Геродота. Или труд Иосифа Флавия «Иудейская война» или, в конце концов, хотя бы «Записки о галльской войне» Гая Юлия Цезаря. Так что это очень древняя история.
Подозреваю, что началась она ровно тогда, когда на земле возникли первые две цивилизации, представители каждой из которых тут же решили, что именно их цивилизация, а не соседняя, самая умная, сильная и нужная для будущего всего человечества. И направились выжигать и выкорчевывать друг друга, как ненужный чертополох или старый пень.
Мысль о том, что лучше не воевать, а поменяться: ты мне мотыгу, а я тебе колесо, ты меня научишь петь, а я тебя плясать – возникла примерно в то же время, но, к сожалению, не она доминировала на земле. Так что, если говорить о войне цивилизаций, то здесь только вешки расставляй, как в киноэпопее о звездных войнах: эпизод первый, эпизод второй и т.д.
Конечно, поводы для войн бывали разные. Есть в исторических анналах даже одна «футбольная война» между Сальвадором и Гондурасом, но чаще воевали все-таки не из-за футбола, а ради наживы и для того, чтобы заставить соседа жить на свой лад. Более того, обычно эти две причины шли в неразрывной связке, как два коня одной боевой колесницы.
Напомню, ради наглядности, например, об одном из таких эпизодов, когда испанские конкистадоры и католические монахи уничтожили оригинальные и весьма продвинутые во многих областях знаний цивилизации ацтеков, инков и майя. Если бы испанцы искали одно Эльдорадо, то, вероятно, обошлись бы и без монахов. Монахи появились именно потому, что одна цивилизация решила перевоспитать мечом и крестом другую. То есть дать «туземцам» все новое, включая и Создателя.
Выжигали все «чуждое» самым тщательным образом, однако в дикой сельве все равно сохранились удивительные по красоте храмы, а на пепелище от невидимых глазу корешков постепенно все равно проросли побеги древней культуры и традиций. Так они и существуют в Латинской Америке параллельно: сверху мир победителей, а ниже — обширнейший мир побежденных, не уступивших ни пяди в своем глубинном сознании.
Однажды мне вместе с небольшой группой других белых авантюристов пришлось в Перу пройти труднейший путь от Куско до Мачу-Пикчу по древней тропе инков. Вел нас через Кордильеры шаман – что-то вроде местного Мерлина — знахарь, волшебник и духовный отец всех местных индейцев. Авторитет его в Андах был огромен и намного превышал в этой формально католической стране авторитет Папы в далеком Риме. Однажды на ночном привале, заметив, что белые люди от усталости уже даже не шевелятся, шаман заявил, что призовет на помощь духов тех гор, что расположены по соседству с домом каждого из нас. Эти духи, заверил Мерлин, останутся с нами и потом, до самой смерти, помогая, чем смогут.
Для того, чтобы сотворить чудо, шаман просил лишь одно: назвать имя этой «домашней» горы. Как-то так получилось, что все остальные довольно легко обнаружили у себя на родине какую-нибудь возвышенность, а вот мне, москвичу, пришлось туго. В конце концов, когда подошла моя очередь, я уже в полном отчаянии произнес: «Ленинские горы». Шаман серьезно кивнул, возложил на мою голову свои узловатые руки и начал что-то бормотать. Различить удалось только слова: «Апу Ленинские горы». Как потом выяснилось, «апу» — это дух. По телу прошла волна тепла, и я заснул.
Не берусь объяснить, в чем тут дело, но на следующее утро вся наша группа дошагала до Мачу-Пикчу, перевалив через очередной перевал, бодро и весело. С тех пор не раз думал, рядом ли еще мой «апу» или, как формалист и бюрократ, дух тут же бросил меня на произвол судьбы, как только Ленинские горы стали снова Воробьевыми?
Короче говоря, вся наша предшествующая история есть история одной большой войны цивилизаций. Причем, окончательно победить в подобной войне, как видим, совсем не просто. Почти каждая из таких войн несет в себе для формального триумфатора, как внешние признаки победы, так и скрытые признаки поражения. Тем не менее, охотники навязать соседям свой образ жизни не переводились никогда, вплоть до сегодняшнего дня. Так что не надо, по крайней мере, думать, что все началось с ислама. Ислам — религия относительно молодая, поэтому на нем и грехов (пока) меньше, чем на других. Наконец, все, как известно, не без греха.
Тем более неуместно изображать девственное целомудрие западноевропейской цивилизации, за которой тянется такой длинный колониальный шлейф, что ее нынешняя политкорректность очень напоминает подтяжку на лице старой и уже много повидавшей дамы. К тому же политкорректность — лишь внешняя, а не глубинная, как некоторые полагают, культура.
Не помню, кто привел этот пример, но он удачен, так что просто воспользуюсь чужой мыслью: когда Западная Европа хочет отнять у вас карандаш, она ни на секунду не задумывается о том, насколько это справедливо или нравственно. Она думает лишь о том, как отобрать карандаш вежливо, не обижая вас. В идеале так, чтобы вы сами его отдали, да еще и сказали спасибо. Вот и вся политкорректность.
Самый последний и еще не оконченный эпизод войны цивилизаций — это, разумеется, Ирак. Пример поучителен еще и тем, что дает представление о том, как постепенно изменялись цивилизационные войны по сравнению, скажем, с эпохой колониализма. Разница небольшая, но существенная. Во времена Киплинга интервенты шли в поход за пряностями или алмазами и лишь попутно, чтобы легче было жить вдали от дома в окружении «туземцев», бичом и палкой приучали их к собственным порядкам.
Сегодня же, похоже, немалое число западных политиков решило, что колониализм потому и рухнул, что воспитывал «туземцев» слишком лениво, недостаточно обращая внимание на идеологический аспект в воспитательной работе. Именно поэтому теперь «туземцев» сначала пытаются приучить к западной цивилизации, основам демократии, а уж вслед за этим на сцене появляются извечные мародеры. Процесс перевоспитания проходит, правда, по сильно упрощенной и ускоренной программе, поскольку мародеры идеологов нетерпеливо подгоняют: время – деньги! Ну, а это неизбежно сказывается на качестве воспитательного процесса.
Скажем, в том же Ираке темпы по прививке демократии просто ошеломляют. Словно вторглись в эту страну не США, а большевики со своим известным боевым кличем: «Время, вперед!» Не успели еще с иракской земли уйти оккупанты, а в стране уже и «свободные демократические выборы» прошли, и «самостоятельные демократические институты» заработали.
В такой безумной спешке разнообразные накладки и даже трагикомические казусы просто неизбежны. Взять хоть процесс над Саддамом Хусейном… Экран ТВ. Слева малокровный судья, из последних сил изображающий демократическое правосудие (то, что судья – курд, а потому изначально ненавидит подсудимого, значения для «туземной демократии» и для уставших оккупантов, естественно, не имеет – лишь бы довести процесс до конца и вынести «правильный приговор»).
Слева, наоборот, энергичный, переживающий вторую молодость, Саддам. Снова, как в былые годы, не без удовольствия играющий роль «героя иракского народа». С криками «Аллах, акбар!» бывший диктатор обличает уже второго судью подряд (у первого сдали нервы) во всех смертных грехах. Изможденный судья в сотый раз, как его, беднягу, и учили на ускоренных курсах по демократии, стучит молоточком, повторяя ритуальную фразу: «Подсудимый, займите свое место!» На что Саддам в сотый раз, играя на публику, победоносно провозглашает: «Стучи себе по голове, предатель!» И это конфликт цивилизаций, только на уровне театра абсурда.
Является ли нынешняя война карикатур прелюдией к очередному кровавому эпизоду? К сожалению, не исключено. Вспомним хотя бы недавнее зарево над Парижем. И, конечно же, учтем, насколько уперты и самоуверенны два фундаментализма – исламский и так называемый демократический, который к демократии Джефферсона и Гамильтона имеет точно такое же отношение, как радикальный ислам к тому, что в действительности проповедовал пророк Мухаммед.
Кстати, Запад, в своей полной бесчувственности к чужим эмоциям, обижает не только ислам. Лидеры индуистов, например, также заявляют, что Запад оскорбляет их богов, используя божественные лики даже для рекламы виски. Так что прогноз в целом тревожный.
Наконец, беспокоит и то, что новый эпизод войны цивилизаций, если он разразится в обозримом будущем, пусть и не напрямую, но тучей искр может накрыть и Россию. А с противопожарной безопасностью у нас дома всегда были проблемы… РИА «Новости»