FATCA — новый инструмент США для санкций против иностранных банков

Валентин Катасонов,

доктор экономических наук, профессор

В 2010 году в США был принят закон «О налогообложении иностранных счетов»  — Foreign Account Tax Compliance Act,   аббревиатура — FATCA (ФАТКА). С 1 января 2013 г. он вступил в силу. Закон должен повысить эффективность сбора налогов, пресечь уклонение от уплаты налогов в американскую казну со стороны тех физических и юридических лиц, которые находятся за пределами США, имеют за рубежом свой бизнес, открывают счета в иностранных банках. Согласно американскому законодательству граждане и компании США (или с участием капитала американских юридических и физических лиц) обязаны платить налоги в американскую казну независимо от своего местонахождения.

Данный закон имеет ярко выраженный экстерриториальный характер, т.е. его действие затрагивает не только юридических и физических лиц США, но также юридических лиц других государств. Конкретно речь идет о банках, а также иных финансовых организациях – страховых компаниях, фондах, брокерских фирмах и т.п. других стран, которые, согласно ФАТКА, должны докладывать в налоговую службу США (IRS) о своих клиентах, если они относятся к категории американских налогоплательщиков.

Закон ФАТКА вводился в действие поэтапно. С 1 июля 2014 года наступила финальная фаза его введения. С этого дня неамериканские банки должны предоставлять всю необходимую информацию о своих клиентах, подпадающих под определение «налогоплательщик США» в налоговую службу Соединенных Штатов. Банкам, которые не будут выполнять это требование или будут предоставлять искаженную или неполную информацию, грозят санкции США. В первую очередь, это штрафные санкции в виде изъятия значительных сумм с корсчетов таких организаций в банках США, а также автоматическое удержание 30% сумм любых финансовых транзакций таких банков, проходящих через банковскую систему США. А поскольку громадное количество транзакций осуществляется в долларах, то такие операции неизбежно будут проходить через банковскую систему США. Следовательно, эффективность санкций против банков, нарушителей закона ФАТКА, по замыслу его авторов будет высокой. Это «жесткий» вариант действия ФАТКА.

Вашингтон однако предложил другим странам в качестве опции более «мягкий» вариант. Он предполагает, что банки других стран не взаимодействуют напрямую с налоговой службой США, а имеют дело с налоговыми службами своих стран. А последние, в свою очередь, предоставляют консолидированную информацию налоговой службе США. Второй вариант предусматривает заключение межгосударственного соглашения между США и соответствующей страной. В рамках «мягкого» варианта, в свою очередь, также имеется две опции. Одна предполагает, что обмен информацией налогового характера осуществляется на взаимной основе. То есть другие страны также могут получать информацию о налоговых уклонистах, хранящих своих деньги в банках США и/или осуществляющих операции через эти банки. Это так называемый «симметричный» вариант соглашения. Но может быть и «ассиметричный» вариант, при котором только американская налоговая служба получает необходимые сведения из другой страны.

Большинство стран Западной Европы уже подписали соглашения по ФАТКА с США. Фактически они смирились с тем, что банковская тайна перестала существовать в «старом свете». Многие другие страны находятся на разных стадиях подготовки подобных соглашений. По некоторым данным, к концу 2013 года общее число стран, подписавших соглашение, достигло пятидесяти.

Какова реакция России на введение ФАТКА? Вначале власти Российской Федерации заявила, что указанный закон представляет собой грубое посягательство на суверенитет нашей страны. Затем наступила достаточно длинная пауза. Наши банки начали беспокоиться, посылая свои запросы в Банк России, Минфин и правительство РФ. Некоторые из них, не дожидаясь решения властей, стали готовиться к «жесткому» варианту, начав закупку необходимого программного обеспечения и организовав обучение сотрудников для работы в условиях «жесткого» варианта. Дело это, между прочим, дорогое — в расчете на один банк требуется не менее 1 млн. долларов. В 2013 году Минфин России заявил, что приступил к подготовке соглашения с США. То есть возникла надежда, что наши банки будет работать в условиях «мягкого» варианта.

Минфин неоднократно заявлял, что в начале 2014 года соглашение будет подписано, правда, почему-то не раскрывал деталей проекта соглашения. Не было даже известно, будет ли это соглашение «симметричным» или «ассиметричным».

Документ готовился в условиях строгой секретности. Ряд экспертов выражал большую надежду, что соглашение будет «симметричным». В этом случае Россия могла бы обратить изначальное зло в пользу: соглашение по ФАТКА могло бы стать эффективным инструментом предотвращения бегства капитала из России в США. Однако, судя по некоторым признакам, наша «оффшорная аристократия» очень переживала, что «симметричное» соглашение нанесет ей смертельный удар. Велось активное лоббирование «ассиметричного» варианта документа.

События, которые начались на Украине в конце 2013 года и продолжились в 2014 году, оказали сильное влияние на подготовку к подписанию российско-американского соглашения по ФАТКА. Процесс затормозился. А в марте, после того, как Крым вошел в состав Российской Федерации, Вашингтон заявил, что вообще прекращает переговоры с Москвой по поводу подписания соглашения по ФАТКА. Какова была реакция российского Минфина на подобный демарш? Он в срочном порядке подготовил законопроект, определяющий режим функционирования российских банков, начиная с 1 июля 2014 года, т.е. с учетом действия американского закона ФАТКА. Законопроект предоставлял российским банкам право напрямую передавать в иностранные налоговые службы сведения о своих клиентах.  Сейчас банки могут передавать данные о клиентах без их согласия ограниченному кругу лиц, и иностранные налоговики в этот круг не входят. В банковских кулуарах подобные реакции наших властей на американские демарши характеризуют как «сдачу позиций без боя».

Некоторые эксперты утверждают, что российские банки смогу избежать санкции, предусмотренные ФАТКА, воспользовавшись проверенной схемой – открытием корсчетов не в американских, а европейских банках. Теперь такой способ уже не срабатывает. Ведь европейские банки стали агентами налоговой службы США IRS и они должны автоматически осуществлять штрафные санкции в отношении своих партнеров по банковскому бизнесу. То есть неамериканские банки становятся не только агентами, действующими в интересах IRS, но также агентами по реализации санкций США в отношении банков, которые Вашингтон считает нарушителями.

Российской банковской системе нужна реальная защита от санкций Вашингтона. Налоговая служба США предупредила, что российские банки еще имеют шанс избежать санкций, если сами зарегистрируются на сайте IRS до 5 мая и получат идентификационный номер (GIIN). С 1 июля этот номер надо показывать всем контрагентам — участникам ФАТКА, чтобы они не предпринимали штрафных санкций в отношении зарегистрированного банка.

Ряд российских банкиров уже высказали свои опасения по поводу того, что прямое взаимодействие банков РФ с налоговой службой США делает их весьма уязвимыми. При желании американские налоговики могут всегда найти нарушения в действиях российских банков и принять в их отношении санкции. Угроза санкций со стороны США в связи с возможными нарушениями ФАТКА российскими банками воспринимается как реальная. Угроза даже более реальная, чем угроза блокирования платежных систем VISA и Master-Card.

Некоторые эксперты отмечают, что из всего спектра санкций Вашингтона против Москвы механизм санкций против российских банков, созданный на основе закона ФАТКА, может оказаться самым болезненным для России.  Для эффективной защиты российских банков требуется радикальная перестройка российской финансово-банковской системы. Но на такие радикальные шаги наша власть, к сожалению, не готова.

От редакции

Неамериканские банки, в том числе российские, – осведомители налогового ведомства США

В начале мая этого года на слушаниях в комитете по иностранным делам Сената Конгресса США помощник американского министра финансов Дэниел Глейзер заявил, что США из-за политических разногласий по Украине не собираются возобновлять переговоры с Россией по режиму закона ФАТКА. Глейзер курирует вопросы борьбы с финансированием терроризма и финансовыми преступлениями. Он сказал, что «есть отдельные российские банки, которые смогли удовлетворить требования ФАТКА. Это хорошо, поскольку позволяет США получать информацию о налогоплательщиках». Как сообщило 1 июля агентство  ПРАЙМ,  Вашингтон по-прежнему не собирается возобновлять с Москвой переговоры о присоединении российских банков к американскому режиму сбора налоговой информации.

Как отмечалось, согласно  ФАТКА иностранные финансовые учреждения должны заключить соглашения с федеральным налоговым ведомством США IRS — Службой внутренних доходов ( СВД)  с целью выявления счетов американских налогоплательщиков и информирования о них. Закон обязывает неамериканские банки отправлять в СВД данные о счетах американских резидентов — физических и юридических лиц. Если банки не подписывают соответствующее соглашение с США, то против них начинают действовать санкции.

Со всех платежей в их пользу, проводящихся с использованием корсчетов в американских банках, будут взимать 30-процентный налог —  сначала только с пассивного дохода, полученного на территории США, а с 2017 года — с доходов от продажи ценных бумаг и транзитных платежей. Кроме того, некорректное предоставление информации повлечет за собой штраф в размере от 10 тысяч до 50 тысяч долларов. Учитывая сложности американского финансового законодательства, санкции могут быть предъявлены по любому поводу.

Невзирая на прекращение государственных переговоров по ФАТКА, чтобы защитить российские банки от американских санкций Госдума приняла закон «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами».  Президент страны подписал его 30 июня. Закон, устанавливает особенности осуществления финансовых операций на территории РФ лицами, на которых распространяется закон США о налогообложении иностранных счетов. Он  касается широкого  круга  организаций финансового рынка — кредитных организаций, страховщиков по страхованию жизни, профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих брокерскую, депозитарную деятельность, управление ценными бумагами, а также доверительных управляющих,

Закон разрешает российским банкам и другим финансовым организациям передавать информацию о своих иностранных клиентах налоговым органам США и других государств. Для передачи информации требуется согласие клиента.  На размышления  ему дается не менее 15 дней. Если такого согласия не последует, контракт с клиентом может быть расторгнут в одностороннем порядке. Право отказа распространяется на операции по зачислению средств на счет или во вклад. Но по ряду операций банк отказать клиенту-иностранцу не сможет,  например, по переводу средств на счет в другом банке, выдаче денег, выплате зарплат или осуществлению платежей в рамках удовлетворения денежных требований по исполнительным документам.

Сбору и передаче в иностранные налоговые органы не подлежит информация о гражданах России (кроме лиц с двойным гражданством или видом на жительство в зарубежной стране) и компаниях, которые более чем на 90% принадлежат Российской Федерации и/или ее гражданам. Закон предусматривает, что согласие иностранного налогоплательщика на передачу информации о нем в налоговый орган его страны автоматически предполагает согласие на передачу таких сведений в ЦБ РФ, Росфинмониторинг и Федеральную налоговую службу России.

Банки и другие организации финансового рынка обязаны уведомить упомянутые российские уполномоченные органы  о своей регистрации в иностранном налоговом органе не позднее чем через три рабочих дня с даты регистрации. Банки, уже успевшие зарегистрироваться в IRS, должны письменно сообщить об этом Центробанку в течение десяти дней с момента вступления в силу закона «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами».

Согласно закону, информацию о выявленных клиентах — иностранных налогоплательщиках,  финансовые организации должны будут, прежде всего, направить в российские уполномоченные органы. Банки должны будут также сообщить им о поступившем запросе от иностранных налоговиков и как минимум за десять дней до отправки этих запрошенных сведений сообщить о них ФНС, ЦБ и Росфинмониторингу, которые  могут заблокировать передачу такой информации за границу.

Закон также предусматривает, что иностранные организации финансового рынка обязаны сообщать в ФНС России о счетах граждан РФ и подконтрольных им юридических лиц ежегодно до 30 сентября года, следующего за годом, в течение которого указанные счета (вклады) были открыты.

Законом вносятся поправки в КоАП, предусматривающие штрафы за невыполнение новых требований. Так, за ненаправление в российские уполномоченные органы (или направление с нарушениями) сведений об обнаруженных среди клиентов иностранных налогоплательщиках или о поступившем от иностранных налоговиков запросе предусмотрен административный штраф для должностных лиц в размере 20—30 тысяч рублей, для юридических — 300—500 тысяч.  За неуведомление уполномоченных органов о регистрации российской финансовой организации в иностранном налоговом органе должностных лиц накажут на 30—40 тысяч рублей, а юрлицо — на 500—700 тысяч  Направление в зарубежный налоговый орган информации о налогоплательщике-иностранце в обход от российских уполномоченных органов или требований российского законодательства влечет наложение административного штрафа для юридических лиц в размере до 1 млн. рублей.

По последним данным, 77353 банков, их филиалов и инвестиционных фондов из 70 стран мира уже зарегистрировались в налоговой службе США, выразив готовность к сотрудничеству. Среди них – 4041 финансовое учреждение, из расположенных на территории Швейцарской Конфедерации. Это больше, чем в странах, союзницах Швейцарии по охране банковской тайны — Люксембурге (3561) и Австрии (2979), а также в соседних Германии (2555), Франции (2291) и Италии (457). Среди «агентов» IRS значатся также 14837 финансовых компании с Каймановых островов, и 240 учреждений представляют княжество Лихтенштейн. По оценкам Ассоциации швейцарских банкиров, внедрение новой системы передачи данных обошлось швейцарским банкам приблизительно в 300 млн. франков. Однако игра стоит свеч – отказ от принятия условий FATCA чреват налогом в 30% на операции по перечислению денежных средств от американских источников.

Как отмечалось, переговоры по подписанию аналогичного соглашения с Россией были приостановлены США в мае этого года из-за ситуации на Украине. Тем не менее, по данным агентства Associated Press, около 500 российских финансовых учреждений уже зарегистрировались в налоговой службе США. Среди них финансовая группа ВТБ, которая сообщила в начале июня, что для минимизации рисков собирается постепенно отказаться от обслуживания американских клиентов.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru