Промышленные средства индивидуальной защиты. Нормировать необходимо их качество, а не только безопасность для человека / Н. Т. Тимофеева, С. А. Богданов

Под средством индивидуальной защиты (СИЗ) подразумевают специальные носимые устройства, а также виды одежды и обуви, предназначенные для полной или частичной индивидуальной защиты человека от различных поражающих воздействий и загрязнений, в том числе вызванных опасными и вредными для здоровья производственными факторами.

В правительственный перечень разработки технических регламентов включен регламент «О безопасности средств индивидуальной защиты», предназначенный для промышленных условий. Однако, надо заметить, что для СИЗ важна не только сама их безопасность для человека, сколько обязательное соблюдение требований к их качеству в целом, то есть обеспечение всех необходимых функциональных характеристик и защитных свойств.

Поэтому техрегламент должен содержать требования и нормы, которые обеспечат эффективную защиту людей, занятых на опасных и вредных производствах, а также установит порядок взаимоотношений и ответственность всех участников процессов производства и подтверждения соответствия СИЗ этому регламенту при их поставках на внутренний и международный рынки. Однако из названия упомянутого техрегламента это не следует.

Номенклатура СИЗ весьма многообразна. Государственным стандартом ГОСТ 12.4.011-89 системы стандартов безопасности труда они разделены на 12 классов — это изолирующие костюмы, СИЗ органов дыхания, одежда специальная защитная, СИЗ ног, рук, головы, лица, глаз, органа слуха, СИЗ от падения с высоты, дерматологические защитные и комплексные. Каждый класс, в свою очередь, делится на виды и типы.

В настоящее время номенклатура СИЗ содержит более 1000 наименований различных ви-дов и назначения, и уже поэтому множество столь разнообразных требований к ним не-возможно включить в один нормативный документ. Иначе он превратится в неудобный с точки зрения обозримости и доступности материала многостраничный фолиант, большая часть содержимого которого не нужна будет каждому отдельному пользователю.

Так что, учитывая многообразие СИЗ, производство которых осуществляют различные отечественные и зарубежные изготовители для различных отраслей промышленности, минимально необходимые требования, причем не только к безопасности их для человека, устанавливаемые техническим регламентом, могут быть представлены лишь в самом обобщенном виде. А содержательную базу, в которой изложены конкретные положения и нормы, обеспечивающие выполнение общих требований, должен составлять комплекс на-циональных стандартов.

Сейчас в России действует около 250 стандартов на СИЗ, часть которых гармонизирована с международными и европейскими. Эти нормативные документы содержат требования к защитным свойствам СИЗ, обеспечивающих безопасность человека в опасных и вредных условиях, а также требования, отражающие специфику отечественной промышленности, включая климатические особенности применения этих средств в нашей стране.

В Европейском сообществе действуют около 400 стандартов на СИЗ. Поэтому с учетом российских особенностей необходимо гармонизировать с ними наши национальные стан-дарты, используя международные и европейские достижения. Если требования нацио-нальных стандартов будут ниже международных, то наши СИЗ не смогут защитить чело-века, а их изготовители будут уничтожены на рынке.

Согласно новой редакции закона «О техническом регулировании», доказательством соот-ветствия продукции требованиям регламента является ее соответствие требованиям национального или международного стандарта из перечня, утвержденного правительством. То есть соблюдение этих стандартов автоматически будет означать, что соблюдены требования соответствующего технического регламента.

Такой принцип презумпции соот-ветствия полностью отвечает «Новому подходу» к системе нормативного регулирования, принятой в Европе. Сохранение стандартов позволит, в отличие от законов, оперативно вносить в них изменения в соответствии с появлением новых технологий и материалов и совершенствованием характеристик продукции.

Важной в указанной европейской директиве является классификация СИЗ по степени рис-ка, от которого они предназначены защищать. Они разделены на средства «простой кон-струкции», предохраняющие от незначительного риска, и «сложной конструкции», защи-щающие от средне- и высокоопасного риска.

Подтверждение соответствия СИЗ нормативным требованиям тесным образом связано с классификацией по степени риска. Поэтому у нас должна быть учтена процедура под-тверждения соответствия, принятая в международной практике, при сохранении обяза-тельной сертификации СИЗ. Подтверждение соответствия очень важно проводить по еди-ным методам и на соответствие единым требованиям, установленным в стандартах, кото-рые и будут являться доказательной базой технического регламента.

Таким образом, целесообразно создать нормативный документ в виде рамочного феде-рального закона, в котором будут изложены лишь самые общие требования ко всем видам СИЗ, а также процедуры подтверждения их соответствия. К нему должен быть приложен перечень национальных стандартов, содержащих основные требования к СИЗ и методам их оценки, гармонизированные с международными и европейскими стандартами. Очевид-но, только такой подход сможет отвечать потребностям экономического развития страны, обеспечивая большую адаптивность правовых норм к меняющимся условиям.

В соответствии с этим подходом, который базируется на международном и, в частности, европейском опыте по применению Директивы нового подхода 89/686 ЕС «По сближению законодательства государств – членов ЕС в области средств индивидуальной защиты», в ОАО «ВНИИ сертификации» был разработан проект технического регламента «О средствах индивидуальной защиты». Он прошёл публичное обсуждение и получил одобрение основных производителей, поставщиков, потребителей СИЗ, а также научно-исследовательских институтов, работающих в области разработки новых СИЗ, их испыта-ний и методов проведения испытаний, и ведущих европейских экспертов в области под-тверждения соответствия этой продукции.

Параллельно Ассоциацией средств индивидуальной защиты был разработан законопроект другого техрегламента — «О требованиях к СИЗ». В нем, в отличие от проекта «ВНИИ сертификации», вместо классификации СИЗ на категории в зависимости степени опасности вредного производственного фактора введена новая, научно не обоснованная классификация, и, кроме того, устанавливаются конкретные требования ко всем видам СИЗ.

В адрес Технического комитета по стандартизации СИЗ (ТК-320) поступили принципи-альные замечания по этому документу от многих производителей и потребителей СИЗ, суть которых сводится к следующему.

Проект не в полном объеме отвечает требованиям Федерального закона «О техническом регулировании» (далее ФЗ), поскольку не распространяется на процессы, связанные с производством, эксплуатацией, хранением, перевозкой и утилизацией средств индивиду-альной защиты. Требования должны учитывать весь их жизненный цикл, поскольку это непосредственно связано с безопасностью для пользователя и окружающей среды.
Проект не содержит правил и форм проведения подтверждения соответствия, что проти-воречит требованиям ФЗ. Так как не включенные в технические регламенты требования не являются обязательными, то результаты подтверждения соответствия всегда могут быть оспорены.

Проект вместе с тем не учитывает основные требования международных и национальных стандартов, гармонизированных с международными, не учитывает категории СИЗ и про-тиворечит ФЗ о недопущении подмены обязательного подтверждения соответствия доб-ровольной сертификацией.

Не указаны условия испытаний, при которых обеспечиваются значения приведенных в проекте показателей, кроме того, СИЗ, для которых регламентированы показатели защит-ных свойств, выбраны произвольно.

В противоречии с ФЗ появляется возможность принятия декларации соответствия «на ос-нове доказательств саморегулируемой организации» (п.1 ст. 16 проекта). Что это такое — непонятно и в проекте не поясняется. К тому же «саморегулируемых организаций» в стране пока не существует. Поэтому, если они появятся, то любая такая организация, чтобы заниматься оценкой соответствия, должна будет получить аккредитацию в национальном аккредитующем органе. Иначе это можно рассматривать как приватизацию безопас-ности работающих. При этом допускается возможность экспертизы соответствия СИЗ «испытательными системами» предпринимателей (ассоциаций), чем будет создана воз-можность для фальсификации.

Краткое изложение в проекте некоторых основных требований к разным видам СИЗ, об-ретя форму закона, может нанести вред разработчикам, изготовителям, испытательным лабораториям и потребителям по следующим причинам. Не перечислены все требования.

Так, например, отсутствуют положения, регламентирующие собственно защитные свойст-ва одежды для защиты от теплового излучения, искр и брызг расплавленного металла, электрических полей промышленной частоты. Нет вообще требований защиты от элек-тромагнитных излучений радиочастотного диапазона и поражения электрическим током. Нет сигнальной одежды, предупреждающей водителя транспортного средства об опасно-сти наезда на человека.

Требования к СИЗ от пониженных и повышенных температур, изложенные в ст.7, некор-ректны и неполны, и далеко не полностью отражают требования к защитным свойствам одежды, в частности, в зависимости от климатического пояса.

Минимальные требования взяты из старых ГОСТов и проигнорированы требования новых гармонизированных стандартов. Отсутствуют важнейшие условия, в которых эти требо-вания должны реализовываться, а также методы, с помощью которых может быть оценено исполнение регламентируемых требований.

Кроме того, приведены неправильные значе-ния нормируемых показателей, например, для защитных очков измерение стойкости к удару приведено в ньютонах, что является неправильным, т. к. удар характеризуется энергией, измеряемой в джоулях. Ошибки имеются не только в единицах измерений отдель-ных показателей, но вообще игнорируется общепринятая система СИ.

В ст. 8 проекта приводятся требования к средствам защиты лица от электрической дуги, в частности, к материалу щитка, при этом нормируется скорость его возгорания в 75мм/мин, что абсолютно недопустимо, т. к. в условиях возникновения электрической ду-ги температура за десятые доли секунды может вырасти до десятка тысяч градусов.

Совершенно очевидно, что при таком требовании щиток мгновенно вспыхнет или распла-вится и человек может погибнуть. При этом перепутаны понятия «термическое поражение при возникновении электрической дуги» и «поражение электрическим током». Вообще проект содержит терминологию, не учитывающую принятую основополагающими стандартами.

Складывается впечатление, регламент написан, чтобы, исключив нормирование ряда важ-ных показателей, определяющих защитные свойства СИЗ, контроль за ними оставить только за изготовителем, и тем самым вывести из-под обязательной сертификации значи-тельную часть средств.

Таким образом, можно сказать, что проект, разработанный Ассоциацией СИЗ, противоре-чит положениям закона «О техническом регулировании», а также международному и ев-ропейскому подходам к регулированию отношений в области подтверждения соответст-вия СИЗ. Это будет тормозить развитие и модернизацию, и стимулировать предложение устаревших и малоэффективных СИЗ, а, следовательно, самым негативным образом отра-жаться на безопасности потребителей. В настоящее время, в соответствии с последними изменениями в ФЗ «О техническом ре-гулировании», ОАО «ВННИС» совместно с рядом организаций проводит доработку про-екта технического регламента «О средствах индивидуальной защиты», который будет вновь представлен для рассмотрения всем заинтересованным организациям. Н. Т. Тимофеева, кандидат технических наук, председатель Технического комитета по стандартизации средств индивидуальной защитыС. А. Богданов, главный эксперт отдела стандартизации и сертификации СИЗ ОАО «ВНИИС»

От редакции

Согласно п. 1 ст. 76 Конституции РФ, федеральные законы принимаются только по предметам ведения Российской Федерации или совместного с ее субъектами ведения, установленным Конституцией. Предметы ведения Российской Федерации регламенти-рованы ст. 71, а предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов — ст. 72 Конституции.

Однако, в упомянутых статьях ни техническое регулирование, ни технические регламенты в качестве предметов ведения не значатся. В ст. 72 указаны координация вопросов здравоохранения, социальная защита, защита прав человека и борьба с катастрофами, что включает и обеспечение безопасности человека в промышленных условиях.

Поэтому вместо запланированного технического регламента в статусе федерального закона, который, к тому же, не удовлетворяет всем целям и требованиям обеспечения безопасности человека в промышленных условиях, согласно Конституции должен быть принят рамочный федеральный закон «Промышленные средства индивидуальной защиты», основа которого разработана во ВНИИ сертификации.

Он будет регламентировать системные критерии правоприменения соответствующих стандартов и иных нормативных документов по СИЗ — добровольное или обязательное — и содержать общие к ним требования по качеству и определению соответствия.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru