«Научный потенциал – наше главное богатство»

Интервью с генеральным директором Холдинговой компании «Электрозавод» Л. В. Макаревичем. Компания является одним из лидеров в производстве электротехнической продукции в России.

— Леонид Владимирович, рост энергопотребления и масштабные инвестпрограммы производителей тепло- и электроэнергии вызвали мощное развитие предприятий, работающих на рынке электротехнической продукции. Как широко в отечественном энергомашиностроении применяются новые технологии?

— Энергомашиностроение сегодня получило активное развитие благодаря тому, что в энергетике произошли структурные изменения. После ликвидации РАО «ЕЭС» все те средства, которые оно получило от реализации акций генерирующих компаний и других активов, остались в энергетике. Они в значительной степени перешли на обновление и развитие систем передачи электрической энергии. Это как раз то направление, в котором мы работаем. Инвестиционный импульс, который готовился 10 лет, сегодня дал мощный рывок в развитии энергомашиностроения.

Хочу отметить, что бывшая советская, а теперь российская энергосистема – одна из самых надежных в мире энергосистем. Она была крайне продумана с точки зрения ее энергобезопасности, а энергобезопасность – это надежная работа оборудования.
Конечно, существует колоссальный провал в 15 -30 лет, когда основные фонды на многих предприятиях не обновлялись, это всем известно.

Можно вспомнить печально известную московскую аварию, когда очень тонкое звено оказалось порвано там, где этого не должно было произойти. Главная проблема в том, что сеть, построенная 40 лет тому назад, отвечавшая требованиям того времени, сегодня подвергается внедрению абсолютно новых элементов, которые не предусмотрены техническими параметрами существующих энергообъектов.

— Энергомашиностроение — отрасль тяжелого машиностроения, о которой говорят, что ее основные фонды не обновляются, оборудование старое, всё требует огромных вложений. Есть надежда, что откуда-то появятся на это деньги?

— Развитие энергетики влечет развитие рынков потребления, и наоборот. Россия обладает мощнейшим научно-исследовательским и производственным потенциалом. Машиностроение – одна из тех отраслей, которая находилась у нас в достаточно неплохом состоянии, но обвал спроса долгое время не давал возможности ей развиваться.

Появился рынок, появился спрос, появилась и необходимость создавать новую продукцию. Рост потребления продукции машиностроения вызвал и рост производства такого рода оборудования. Это сложнейшая наука, это высоконаучное производство, и не все страны мира имеют возможность работать с оборудованием высокого напряжения, с которым работаем мы. Это напряжение 1150 кВ, самый высокий класс, и только несколько стран в мире имеют такую возможность. Энергомашиностроение – это, в том числе, и очень точное, чистое производство.

Фирмы, производящие оборудование для таких заводов, за последние 20-30 лет разработали достаточно серьезное оборудование нового поколения. И, конечно, мы стоим на грани открытия новых материалов, мы вошли в область нанотехнологий.
Сегодня рынок открытый, все мировые компании работают на российском рынке.

Возросший у нас спрос на продукцию вызвал, в том числе, и приход в нашу страну иностранных компаний. Конечно, мы оказались в сравнительно лучших условиях, так как находимся у себя дома, но наша технологическая база требовала замены. Как руководителя компании меня удовлетворяет нынешний рост экономики. Это позволяет осуществлять перспективные программы, причем, несколько раньше, чем другим работающим в нашей отрасли.

— Когда у нас была большая страна, все работали в контакте. СССР давно уже нет, страна другая, другая экономика, всё другое. Как это сказывается на вашей деятельности?

— Советский Союз строился на основе кооперирования производства: страна у нас большая, потенциалы очень мощные. Сегодня рынок заставляет компанию осваивать то, чего раньше мы не производили, при этом нам открылся мир. Сегодня можно использовать любые комплектующие изделия, любую основу, чтобы делать продукцию на другом, более высоком уровне.

Наше основное богатство – наш научный потенциал. Помимо научного потенциала, я хотел бы отметить наши кадры и их умение очень быстро, активно и эффективно работать.

Я зачастую сравниваю, как работают наши соотечественники, имея возможность сравнить их с западными бизнесменами, и могу сказать, что мы не проигрываем в организации работы, в быстроте принятия решений и так далее. Наш бизнес очень активен, жизнь заставляет. Поэтому новые условия не стали негативным фактором для тех, кто хочет работать.

Я хотел бы еще раз отметить, что отечественные технологии, которые на протяжении 20-30 лет не обновлялись, требуют полной замены. Наша компания пошла именно по такому пути. Я знаю, что строятся металлургические, перерабатывающие комбинаты, но меньше информации о том, что строятся машиностроительные заводы. Могу отметить, что недавно был сдан завод «Мосизолятор», продукция которого полностью соответствует мировому уровню.

В Уфе, в Башкирии, в республике с хорошим администрированием, мы за два года построили крупнейший комплекс по производству трансформаторного оборудования. Предприятия такого масштаба за последние 30 лет в России не строились. Это уникальный комплекс. Чиновники, когда поняли, что создаются тысячи рабочих мест, что это огромные инвестиции с будущими налогами, обеспечили нам «зеленый свет» на всех стадиях строительства.

— А где берёте кадры для работы на таких предприятиях?

— Научные центры, которыми мы располагаем, а это центр по разработке конструкторской документации в Москве и наш базовый институт трансформаторостроения на Украине, составляют научную кадровую основу компании.

Подготовка рабочих кадров проводится на современном оборудовании наших предприятий. Оно изготовлено мировыми производителями. Это в основном швейцарские и немецкие производители, которые, кстати, объединились в большую компанию в Швейцарии. Мы с ними разработали принципы создания у нас нового производства.

Это уникальное предприятие по своей красоте, технической эстетике, на котором мы должны создать не только новый продукт, но и новый климат. На предприятие привлекаются люди, им разъясняют, что они будут делать, что будут получать за эту работу. Их учат работать на современных станках, они узнают, что их быт будет организован с момента прихода на предприятие. Все это выражено в определенных стандартах. Наша компания, которая работает уже более 80 лет, имеет все инструменты для высококвалифицированного обучения персонала. Люди меняются на глазах. Для инноваций другого пути просто нет.

— Как обстоят дела на этом пути?

— Мы хотим создать в стране «инновационное чудо», а ресурсы для него имеются только у тех предприятий (за исключением входящих в государственные программы поддержки), которые сейчас работают на другом уровне.

Сегодня в России существуют программы развития авиастроения и другие подобные программы. Думаю, что со временем должна появиться и государственная программа для энергомашиностроения. Однако нельзя опираться лишь на деньги, поступающие в рамках государственной поддержки. Надо создавать механизмы для инноваций.
Мне кажется правильной прежняя система налогообложения, при которой 1,5 процента от прибыли предприятия направляли на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, и они засчитывались в себестоимость. Не такая это страшная сумма была, но эти 1,5 процента давали стимул работать в данном направлении.

Говорят, у нас очень тяжело, нужно модернизировать, конструировать… Так давайте мы немедленно вернемся к той системе, которая была, она проста! Все, что ты вкладывал в реконструкцию и модернизацию, тем более в новое строительство, было частью твоих затрат, и не вычиталось из прибыли.

«Электрозавод» практически не пользовался государственными льготами. Хотя мы сказали: «Уважаемые господа таможенники и правительство, мы ввозим новейшее оборудование, которое в России не производится, поэтому просим установить на него пониженные импортные ставки». Разобрались и пошли навстречу. Было принято постановление, что то оборудование, которое в России не производится, не облагать ввозной пошлиной.

Со временем мы видим, как меняются люди, как поворачиваются к нам лицом те, от кого зависит принятие решений. Потому что если ты делаешь настоящее дело, это очевидно всем.

Наталья БехтинаРадио России

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru