Нефтегазовое машиностроение на Урале и в Западной Сибири / Сергей Тущин

Тенденции развития
Уральский федеральный округ занимает заметное место в России по объемам продукции, производимой для нужд нефтегазовой отрасли. Здесь представлены все группы предприятий, работающих в данной сфере: крупные холдинги «Интегра», «Волгабурмаш», «Борец», государственные предприятия ОАО «Уралвагонзавод», ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» и ряд других и большое количество отдельных заводов, не входящих в состав крупных структур.

Нефтегазовая отрасль потребляет обширную номенклатуру промышленной продукции, в том числе более половины производимых в стране труб. Нефтяники и газовики являются крупными покупателями «КамАЗов», «Уралов», железнодорожных цистерн и большого количества другой машиностроительной продукции. Многие не схожие по профилю заводы в той или иной степени работают на нефтегазовую отрасль. Так, в Свердловской области Уралвагонзавод выпускает для ее нужд автотехнику и дорожно-строительную технику. Компания «Уралмаш – Буровое оборудование» производит тяжелые буровые установки. Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» изготавливает трубы и металлопрокат, емкостное и теплообменное оборудование.

В Тюменской области почти треть машиностроительных предприятий работает в секторе нефтегазового машиностроения. В числе крупнейших Тюменский опытно-экспериментальный завод геофизического приборостроения, завод «Электрон», ТюменНИИгипрогаз, Сибнефтегазмаш, Сибнефтемаш. На Тюменском судостроительном заводе, с 2006 года входящем в ГК «Интегра», наращивается производство металлоконструкций для буровых вышек. Изготавливает оборудование для ремонта и обслуживания трубопроводов ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» (Ямало-Ненецкий автономный округ).

В Челябинской области поставщиком автомобилей для предприятий нефтегазовой отрасли является завод «Урал». К примеру, парк вахтовых автобусов Газпрома на 62 % сформирован за счет продукции этого автозавода. «Уралтяжпром» изготавливает опоры для трубопроводов, ООО «Нефтегазпром» – оборудование для ремонта скважин.

В Курганской области работает один из крупнейших российских производителей арматуры для нефтегазодобычи ОАО АК «Корвет». Это предприятие является лидером рынка фонтанной арматуры для добычи нефти и газа. ОАО «Варгашинский завод ППСО» поставляет на предприятия нефтегазовой отрасли автотехнику и дорожно-строительную технику. ОАО «ШЗТМ» выпускает оборудование для ремонта и исследования скважин.

Однако потенциал предприятий Урала и Западной Сибири пока используется далеко не в полной мере. Одна из важнейших причин – износ станков и оборудования. К примеру, в Тюменской области, по оценке компании «Прэфиш» (разработчика концепции инновационного развития машиностроительного комплекса Тюменской области до 2020 года), этот износ достигает в среднем 60%, а на ряде предприятий дошел до 94–100%. Процесс обновления идет медленно и не имеет комплексного характера. Даже те предприятия, которые начали модернизацию, нуждаются в серьезных инвестициях, отмечает руководитель компании «Прэфиш» Сергей Шатохин.

Другая не менее важная проблема – кадровый дефицит, который является следствием не только старения персонала (большая часть работников предприятий – люди предпенсионного возраста), но и отсутствия нужной системы подготовки рабочих кадров.

Неслучайно стратегическими целями российского нефтегазового машиностроения эксперты считают формирование инновационной структуры, расширение объемов производства и повышение конкурентоспособности. В условиях интенсивного развития нефтегазового комплекса отечественным производителям, для того чтобы достойно противостоять иностранным конкурентам, просто необходимо выпускать современное и высокотехнологичное оборудование.

Так, в компании «Уралмаш – Буровое оборудование» спроектирована и изготовлена мобильная буровая установка нового поколения, которую в прошлом году приобрел известный немецкий буровой концерн КСА Deutag. Кстати, это первый случай приобретения западным подрядчиком буровых работ российской буровой установки.

Но для этого в отрасли должны существовать крупные холдинги. То, что не под силу каждому отдельно взятому заводу, вполне по плечу структуре, сконцентрировавшей в своих руках значительные оборотные средства и объединяющей предприятия в разных регионах и странах. По оценкам участников рынка, технологическое отставание в секторе нефтегазового сервиса России от мирового уровня составляет, как минимум, десять лет, и для его преодоления нужны серьезные инвестиции, привлечь которые мелкие фирмы не в состоянии. Такие расходы могут позволить себе только крупные компании с большим оборотом.

Отметим, что общий для России процесс консолидации активов отрасли характерен и для компаний, действующих на территории Уральского федерального округа. К примеру, ГК «Интегра» приобрела акции Тюменского судостроительного завода. Завод на момент покупки находился в полном упадке, а сейчас переживает возрождение. В Костромской области «Интегра» тоже приобрела завод — «Стромнефтемаш», состояние которого можно было охарактеризовать одним словом – разруха. За два года предприятие выведено из процедуры банкротства, производство реанимировано, и в прошлом году завод предложил нефтяникам цементировочный комплекс нового поколения, изготовленный по собственному проекту.

Промышленная группа «Генерация» в 2003 году приобрела активы ОАО «Буланашский машиностроительный завод», расположенного в Свердловской области, после чего была проведена реконструкция предприятия и обновлен парк оборудования. В настоящее время завод успешно работает, поставляя нефтяникам России и СНГ трехплунжерные электронасосные агрегаты, модульные и блочные кустовые насосные станции, буровые насосы и другое оборудование. В состав группы, объединяющей активы в российских регионах, на Украине и в Румынии, входят также ЗАО «Уралкотломаш» (г. Березовский Свердловской области), СибНИИНП (Тюмень) и екатеринбургский УралНИИгипрозем.

Холдинг «Волгабурмаш», производящий буровое оборудование и буровой инструмент для нефтегазодобывающей, горнорудной и угольной промышленности, недавно приобрел завод «Уралбурмаш» в городе Верхние Серги Свердловской области.
В состав группы «Борец», изготавливающей весь комплекс погружного нефтедобывающего оборудования, входят ООО «Курганский кабельный завод» (производит термостойкий силовой кабель для электронасосов, используемых при разработке нефтяных месторождений) и сервисная компания «Борец – Центрофорс» (Нижневартовск).

Недобросовестная конкуренция и ее опасные последствия

Говоря о положении в секторе нефтегазового машиностроения на территории УрФО, невозможно обойти вниманием нашумевший и до сих пор не завершившийся конфликт между двумя компаниями. Созданная в 2007 году машиностроительная корпорация (МК) «Уралмаш» протестует против использования компанией «Уралмаш – Буровое оборудование» (УрБО) известного бренда «Уралмаш».

В мае текущего года МК «Уралмаш» обнародовала заявление о том, что Уралмашзавод является единственным правообладателем товарного знака «Уралмаш», а «многие фирмы, использующие его имя на сомнительных основаниях», якобы не имеют на него прав.

В заявлении говорится: «На рынке бурового оборудования под брендом «Уралмаш» выступает ЗАО «Уралмаш – Буровое оборудование» (группа компаний «Интегра»), представляющееся потребителям как правопреемник Уралмашзавода. На самом деле в 2004 году эта компания приобрела лишь сборочный цех и площадку контрольной сборки и не имеет полного производственного цикла на мощностях Уралмашзавода».

Завершается документ грозно: «В этой ситуации руководство МК «Уралмаш» считает необходимым довести до сведения участников рынка бурового оборудования, что МК «Уралмаш» и ЗАО «Уралмаш – Буровое оборудование» – разные организации. ЗАО «Уралмаш – Буровое оборудование» не является правопреемником Уралмашзавода и не уполномочено представлять Уралмашзавод на рынке бурового оборудования. В этой связи Уралмашзавод не несет ответственности за сроки и качество поставляемой ЗАО «Уралмаш – Буровое оборудование» продукции и запчастей».

На самом же деле ЗАО «Уралмаш – Буровое оборудование» имеет право использовать товарный знак «Уралмаш» «в своей предпринимательской деятельности, связанной с проектированием, созданием, подготовкой к реализации и реализацией бурового оборудования» (выдержка из лицензионного договора от 12 мая 2005 года, заключенного ЗАО «Уралмаш – Буровое оборудование» и ОАО «Уральский завод тяжелого машиностроения»). Однако эта «подробность», о которой на Уралмашзаводе, безусловно, известно, в заявлении машиностроительной корпорации опущена.

Чтобы понять корни конфликта, обратимся к хронологии событий. ЗАО «Уралмаш – Буровое оборудование» было выделено в ходе реструктуризации Уралмашзавода в компанию «ОМЗ – Морские и нефтегазовые проекты». Затем его выставили на продажу как непрофильный актив, и в 2005 году компанию приобрела ГК «Интегра». На тот момент предприятие требовало огромных инвестиций: оборудование было изношено и завод имел ограниченные производственные мощности. Поэтому с самого начала компания была ориентирована на тесную кооперацию с другими машиностроительными предприятиями.

За три года ГК «Интегра» реанимировала выпуск буровых установок на ЗАО «Уралмаш – Буровое оборудование». Предприятие получило крупные заказы: от ОАО «Газпром» — на 11 тяжелых буровых установок, а от ОАО «Роснефть» — на 4 такие установки. Были получены заказы и от других предприятий, в том числе иностранных. В результате количество находящихся в производстве полнокомплектных буровых установок с двух в 2005 году выросло до 28 в 2007 году. В минувшем году в развитие предприятия было инвестировано 110,7 млн. рублей и перечислено во все бюджеты налогов на сумму 1,139 млрд. руб.

В 2007 году «Интегра» заключила несколько крупных контрактов на поставку буровых установок для «Газпрома», «Роснефти» и «НОВАТЭКа». В настоящее время проводится комплекс работ по модернизации буровых установок для «ТНК-ВР». В общей сложности за последние пять лет компанией спроектировано, произведено и поставлено в Россию и за рубеж более 80 буровых установок. В 2008–2009 годах планируется увеличение производства до 40 установок в год.

ЗАО «Машиностроительная корпорация «Уралмаш» создано в 2007 году на базе Уралмашзавода. Решение о возобновлении самостоятельного производства бурового оборудования в МК «Уралмаш» принято в конце прошлого года.

Как сообщается на сайте компании, первая буровая установка Уралмаша будет изготовлена в 2009 году для «Газпрома». Затем МК «Уралмаш» планирует ежегодно производить 10–15 комплектов тяжелых буровых установок грузоподъемностью 250–400 т и 15–20 комплексов грузоподъемностью 125–220 т. К 2015 году производство тяжелых и мобильных буровых комплексов планируется довести до 50–60 в год. На реализацию данного проекта предусматриваются инвестиции порядка 50–60 млн. евро.

«Средства на модернизацию направят акционеры корпорации, – приводятся на сайте Уралмаша слова его руководителя Назима Эфендиева. – В реализации этого проекта также намерено принять участие и правительство Свердловской области, так как для области его реализация крайне важна».

Казалось бы, все замечательно, и впереди непочатый край работы. Однако руководство машиностроительной корпорации не жалеет времени на критику соседей. Президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин недоумевает: «Хотите возрождать производство российских буровых установок – так возрождайте! Но зачем тратить столько сил и времени на критику тех, кто уже это реально сделал?».

20 мая 2008 года ЗАО «Машиностроительная корпорация «Уралмаш» опубликовала пресс-релиз под заголовком: «МК «Уралмаш» и ООО «Промышленные буровые установки» создают консорциум «Уралмаш – Промышленные буровые установки». В пресс-релизе говорилось:

«ЗАО «Машиностроительная корпорация «Уралмаш» и ООО «Промышленные буровые установки» заключили соглашение о создании консорциума «Уралмаш – Промышленные буровые установки». Цель создания консорциума – разработка, проектирование и строительство современных буровых установок различной модификации с последующим сервисным обслуживанием и обучением персонала».

Действительно, ООО «Промышленные буровые установки» было зарегистрировано в феврале 2008 года иностранными фирмами Dietswell Engineering и Sunray Energy LLP в жилом доме на юго-западе Москвы. С этой компанией и подписало «генеральное соглашение» новое руководство славного российского предприятия. Известно, какую тяжелую борьбу за собственный рынок ведут российские производители нефтегазового оборудования с иностранными фирмами.

Тем российским компаниям, которые вкладывают средства в развитие производства и развивают конструкторскую базу, удается по собственным разработкам, в тесном сотрудничестве с заказчиками, создавать новые буровые установки. Но к ним пока не относится ЗАО «МК «Уралмаш», которое, так и не наладив выпуск буровых установок, делает различные громкие заявления для прессы. Заявление о «ежегодном производстве 12–15 комплектов тяжелых буровых установок», по мнению экспертов, знакомых с реальной ситуацией на предприятии, представляется сомнительным.

На сайте ООО «Промышленные буровые установки» отмечено, что это ООО оказывает услуги по «модернизации буровых установок как собственного производства, так и других производителей». О каком «собственном производстве» пишет ООО, зарегистрированное в жилом доме на юго-западе Москвы? Вероятно, речь идет о производстве учредителей-иностранцев.

Наличие такой рекламы на сайте – нормальное явление: ООО учреждено иностранцами, которые намерены захватить российский рынок. Вероятно, это совпало с желанием руководства ЗАО «МК «Уралмаш» поскорее начать поставки оборудования нефтяникам и газовикам. И вместо того, чтобы развивать собственные конструкторскую базу и производство, они решили прибегнуть к иностранной поддержке.

Подобный альянс российского предприятия с московским ООО, учрежденном в этом году иностранцами, весьма опасен для отечественных производителей. Зачем российским конкурентам возиться с организацией полноценного производства буровых на весьма проблемном сегодня уральском предприятии? Куда проще под лозунги о возрождении гиганта российской тяжелой промышленности ввозить в страну иностранное оборудование. Возможно, что в Екатеринбурге к ним и будет «привинчен болт», грустно шутят эксперты.

Продекларированные в пресс-релизе объемы «ежегодного производства» буровых установок вызывают улыбку у всех, кто знаком с технологией организации производства этого сложного нефтегазового оборудования. Указанные объемы совершенно нереальны для Уралмашзавода, который под новым руководством не собрал ни одной буровой установки, но уже допустил столько нарушений, что Ростехнадзор предложил вообще закрыть предприятие.

В то время как многие промышленные предприятия Свердловской области вкладывают значительные средства во внедрение новых, более безопасных с точки зрения охраны природы технологий, на ОАО «Уралмашзавод» «творятся вопиющие нарушения экологического законодательства». Об этом сообщил на пресс-конференции в мае 2008 года заместитель руководителя МТУ Ростехнадзора по УрФО Николай Крупинин.

Сегодня генеральным директором Уралмашзавода работает выпускник института иностранных языков, переводчик по специальности. В истории уральской промышленности назначение генеральным директором машиностроительного завода человека, не имеющего соответствующего инженерного образования – второй подобный кадровый эксперимент.

Уралмашевцы помнят, что когда-то генеральным директором завода работал нынешний грузинский министр, биолог по образованию, Каха Бендукидзе. Вряд ли подобные эксперименты могут способствовать развитию промышленности. Директорами машиностроительных заводов обычно работают люди с инженерным образованием, которых много в индустриальном центре страны, а имя известного флагмана российского тяжелого машиностроения не должно служить ширмой для экспансии на российский рынок западного оборудования.

Противостояние между Уралмашем и УрБО продолжается. По мнению аналитика УК «Финам» Дмитрия Баранова, ситуация может развиваться в двух направлениях. Первый – конфликт так и продолжит тлеть, то есть компании не будут предпринимать никаких решительных действий, либо возможна подача взаимных судебных исков. Второй – это примирение сторон. «Я считаю, что последнее – наилучший способ разрешения данной ситуации для компаний, – говорит аналитик. – Цивилизованное разрешение конфликта пойдет им обеим лишь на пользу».

Превращение России в энергетическую державу невозможно без развития и качественной модернизации нефтегазового машиностроения и сервиса. На совещании по развитию нефтегазового комплекса, прошедшем недавно в Северодвинске, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, говоря о производстве нефтегазового оборудования, подчеркнул, что «отрасли может потребоваться более тонкая настройка политики государственной поддержки».

Отметим, что у государства имеется мощный рычаг – лицензии на недропользование. Можно увязать выдачу лицензий с обязательством недропользователя бурить скважины отечественными станками. Тогда в стране появится много новых рабочих мест, если учесть, что буровая установка – сложное оборудование, имеющее огромное количество комплектующих.

Существуют способы поддержки отрасли и на региональном уровне. Удачный опыт есть у Тюменской области. Нынешний вице-премьер РФ Сергей Собянин, будучи ее губернатором, ввел практику подписания соглашений с нефтяными компаниями, предусматривающих развитие научно-технического потенциала области. Областное правительство частично возмещало платежи в местный бюджет налога на добычу полезных ископаемых покупателям нефтегазового оборудования, производимого на заводах Тюменской области.

Потенциал развития рынка нефтегазового оборудования – в формировании крупных холдинговых структур, убежден президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин. Отметим, что глобализация нефтегазового машиностроения – это общемировая тенденция. За рубежом слияния и укрупнения компаний происходят очень активно. Процессы объединения предприятий приводят к появлению крупных игроков и на рынке нефтегазового машиностроения.

Так, после десяти лет поглощений и слияний одна из рядовых американских компаний по производству и снабжению подрядчиков буровым оборудованием National Oilwell к 2004 году консолидировала почти 50% мирового рынка бурового оборудования. После присоединения в 2005 году компании Varco на рынке бурового оборудования появился гигант National Oilwell Varco, контролирующий в отдельных сегментах до 90% мирового рынка. По итогам 2007 года National Oilwell Varco впервые вошла в пятерку самых доходных компаний США.

Предприятия на территории Уральского федерального округа с их производственным и научно-техническим потенциалом вызывают интерес крупных компаний. Поэтому в ближайшие годы стоит ожидать новых приобретений ими местных компаний, обновления их производственных мощностей, расширения номенклатуры продукции, выпускаемой для нефтегазового комплекса, и дальнейшего наращивания объемов производства.

УралПолит.Ru

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru