«Невидимая рука» управления коррупцией

Александр Солодовников, кандидат технических наук Говоря о необходимости совершенствования предпринимательства, обычно имеют в виду малый и средний бизнес, но значительно реже госкорпорации и холдинги, хотя вопросы повышения качества управления за счет устранения коррупции в государственных структурах весьма актуальны, по крайней мере, в течение последних двадцати лет. Однако, как только «пишущие перья» касаются этой темы, они становятся аморфными, безликими, рассуждающими абстрактным образом. Анализа, который бы устанавливал предметные цели, методы, и, главное, практические результаты на пути делового совершенства в конкретных государственных корпорациях, увы, нет. Зато есть много других фактов.

В последнее время среди чиновников любого ранга стало модным отметиться на
тему коррупции. Рассуждения на эту тему стали всеобщим национальным поветрием. Правда, и здесь мало конкретики, и ближе к нижним уровням управленческой иерархии она исчезает совсем. Детали дел по фактам коррупции иногда звучат в устах руководителя Счетной палаты, да некоторых сотрудников Следственного комитета РФ. Возникает ощущение, что эти темы возникают, как расходящиеся круги от брошенного в воду камушка, которые, распространяясь, становятся все меньше и меньше, а затем совсем исчезают.

Все эти публичные проявления кажущейся борьбы против коррупции, возникающие и
исчезающие, сопровождаются информационно–бутафорским оформлением в виде встреч высокопоставленных лиц, которые транслируются по телевидению, проговариваются на пресс-коференциях, публикуются в печати. Иногда, чтобы продемонстрировать серьезность намерений, проштрафившихся, а если быть более точными в оценках, проворовавшихся, лиц отстраняют от работы с публичными заявлениями, «что государство подумает о возможностях сотрудничества с ними в будущем».

Впрочем, даже такие безобидные слова иногда просто не представляется возможным сказать вышепоставленным руководителям своим подчиненным в лицо. Например, бывший глава госкорпорации «Транснефть» и организации «Олимпстрой» Вайншток благополучно отбыл в Лондон, а затем на постоянное местожительство в Израиль, который, как известно, не выдает своих граждан по уголовным преследованиям других государств. И только после этого ему были предъявлены обвинения по поводу хищений и выведенных активов из возглавлявшейся им государственной корпорации «Транснефть», в размере 2 миллиардов долларов. Уже в Израиле Вайшток стал председателем Совета директоров компании Israel’s Financial Levers, которая активно проводила операции по скупке недвижимости во всем мире на сотни миллионов долларов и участвовала в нефтяном бизнесе. При назначении его на этот пост был учтен его опыт работы в отрасли. Интересно, какой?

Для широких слоев общественности так и остался непонятен смысл реформы правоохранительной системы МВД РФ стоимостью в миллиарды рублей. Реформа окончательно запутала умы пожилых людей, которые бывшего милиционера теперь называют не иначе как товарищ полицай или полисмен. Это, пожалуй, все, что мы получили от реформы, если не считать проявления внешних признаков. Руководителям целого ряда министерств и ведомств были предъявлены обвинения в

выводе денежных средств, хищениях на многомиллиардные суммы в рублях. Понятно, что если для того, чтобы установить стоимость часов бывшего министра сельского хозяйства РФ Скрынник понадобилось привлечение эксперта, то где уж другим министрам на заседаниях кабинета, посвященных борьбе с коррупцией, оценить стоимость эксклюзивных часов на руке мадам стоимостью в 60 тысяч долларов.

И вот последние известия из министерства обороны, точнее из аффилированных
с ним структур, руководителей которых обвиняют в хищениях на многие десятки миллионов долларов. Правда, непосредственно бывшему министру обороны Сердюкову предъявлено обвинение лишь касательно незаконного строительства дороги к недвижимости родственника, да и всего-то на несколько миллионов рублей. А на подходе уже уголовные дела, связанные с хищениями по проекту «Сколково», саммита АТЭС на Дальнем Востоке… С очень большей долей вероятности можно прогнозировать, что вся эта правоохранительная ажитация закончится пшиком и со временем сойдет на нет.

Во всех этих историях удивляет одно. Ведь всем известно, что людей, руководивших такими проектами и занимавших столь ответственные посты, с улицы не приглашают. Даже в компаниях малого и среднего бизнеса руководители отделов кадров – подразделенй по управлению человеческими ресурсами — в таких случаях несут персональную ответственность. Что уж тут говорить о кандидатурах на должности государственных служащих! Однако что-то мы не наблюдаем чтобы кого-то сняли с формулировкой «за не соответствие занимаемой должности при подборе кадров». А ведь кадры, в соответствии с гениальной формулировкой отца и учителя всех времен и народов, решают все. И это правильно!

Может показаться, что подобные мизансцены под руководством «невидимой
руки» происходят только в государственных структурах. Ведь у нас уже стереотипной стала аксиома, что государство неэффективный собственник. Ан, нет! Совсем недавно Совет директоров ОАО «Норильский никель» вынес решение о награждении генерального директора Стржалковского в связи с переходом на другую работу бонусами в размере 100 миллионов долларов!!! Все было бы ничего. Возможно, человек и заслужил такие деньги за свой ратный труд на посту генерального директора крупнейшей горнорудной компании мира. Вот только такого прецедента не было в мире вообще в истории частных компаний. Ну, прослужил человек на своем посту около трех лет. Ну, получил назначение на сей пост в связи с переходом с поста руководителя Федерального агентства по туризму (?!). Правда, до того служил в ФСБ. Трудно, конечно, заподозрить владельцев бизнеса такого масштаба как Усманов, Потанин, Дерипаска в том, что они не умеют считать собственные деньги. Этот факт вызвал удивление не только у рядовых граждан страны, но и у бывшего совладельца ОАО «Норильский никель» Прохорова, который заявил, что он не понимает, как такое может произойти.

Здесь нужно добавить, что возможно Прохоров все прекрасно понимает, но он уже вступил на политическую стезю, на которой нельзя говорить все, что знаешь и понимаешь, поскольку опыт предшественников убедительно доказывает, что двигаться по этой дороге можно только до определенного предела. Какой же длины и мощи должна быть «невидимая рука» управления , чтобы такие господа добровольно расстались с такими деньгами?

Среди одиозных проектов, которые встречаются в практике государственных
структур, можно отметить программу поддержки соотечественников, переезжающих на постоянное место жительства в Россию. Программа, начатая в 2007 году, оказалась полностью провальной, да и не могла быть иной. Причин тому несколько. В расчетах количества потенциального русскоязычного населения, которое, по мнению авторов Программы, жаждет переезда в РФ, закладывалась цифра порядка 25 миллионов человек. Это количество просто взяли из итогов последней переписи населения, которая проводилась в СССР в 1989 году, хотя со времени ее проведения прошло без малого четверть века. Если учесть, что из стран Балтии переедут или переехали считанные единицы, а из Украины, Казахстана и Белоруссии — считанные тысячи, то остается признать, что потенциальным регионом пополнения трудовых ресурсов и изменения катастрофической демографической ситуации в РФ является только Средняя Азия.

Однако, что касается так называемого русскоязычного населения стран этого региона, то оно либо уже давно переехало в Россию, либо разъехалось по городам и континентам в государства, предлагающие более конкурентные условия проживания по сравнению с РФ. А оставшееся в этих республиках русскоязычное население превратилось в диаспоры и составляет от силы 1 – 2 процента населения. То есть, ни о каких 25 миллионах и говорить не приходится, дай Бог несколько сот тысяч в совокупности насчитать.

Однако, в этой истории интересно другое обстоятельство. Несмотря на
фактический малочисленный поток переезжающих на ПМЖ в Россию, насчитывающий всего лишь несколько тысяч людей в год, который даже по минимуму не оправдал ожиданий, правительством в бюджете на эту программу выделялось и выделяется несколько сот миллионов рублей ежегодно. Эффективность расходования этих средств весьма проблематична и здесь широкое поле деятельности для Счетной палаты, если только «невидимая рука» позволит возделать ей это поле.

Вообще, политические пасьянсы, которые время от времени возникают в самых
высоких сферах, ничего не меняют в сути иммиграционной политики РФ. Это по-прежнему многомиллиардный бизнес для лиц, сопричастных к деятельности миграционной службы, правоохранительных органов и пограничников. Эта сфера деятельности остается коррумпированной. «Невидимая рука» в области иммиграционной политики решает частные задачи внутренних политических проблем России, и является средством политического шантажа в отношении сужения и расширения рынка труда, прежде всего, для стран Средней Азии посредством введения различного рода запретительных мер и требований к иммигрантам. Этими мерами создается атмосфера «легкого» нажима на правительства этих стран при решении определенных вопросов внутренней и внешней политики.

Однако они никого не должны вводить в заблуждение относительно серьезности
намерений «невидимой руки». Экономические интересы коррупционной курии являются для нее самыми важными, и понятно, что они связаны не только с отдельными интересами таможенника, пограничника или представителя миграционной службы. Особое место «невидимой руки» во всех этих историях занимают операции с приобретениями, поглощениями, приватизацией государственных компаний. Разумеется, времена чековой приватизации с ее откровенными формами грабежа госсобственности в форме залоговых аукционов прошли. Сейчас все носит более законный видимый порядок при соблюдении внешних форм приличия.

Особняком в цепи операций «невидимой руки» стоит «Газпром». О том, что компания является генеральным спонсором футбольной команды «Зенит», а теперь уже и английской футбольной команды «Челси», хорватской футбольной команды «Црвена Звезда», является инвестором строительства стадиона, на котором уже установлены факты хищений, а также бизнес–центра мирового уровня в Санкт – Петербурге, известно многим. Но, очевидно, высшему руководству «Газпрома» этого мало и оно, чтобы закрепиться на футбольном поприще, выступило с новой инициативой — по созданию высшей футбольной лиги с участием футбольных команд РФ и Украины. Первоначальный бюджет этого проекта ни много, ни мало 1 миллиард долларов! Затея эта уже подкреплена практическими действиями организационного характера при самом деятельном участии А. Миллера. Как известно, инициатива наказуема, и, скорее всего, инициатору придется нести основное финансовое бремя, измеряемое не одной сотней миллионов долларов.

Историческая перспектива таких инвестиций известна: необходимо раскрутить проект при бесконечном вливании средств, а затем объявить о неэффективности непрофильных активов и продать их за смешные деньги своим компаниям. Все это мы уже проходили.
А вот несколько фактов действ «невидимой руки» в деятельности «Газпрома», которые не слишком известны широкой российской общественности. Кыргызские иммигранты заполонили белокаменную. Заняты они, как бы помягче сказать, в бизнесе, который делает город чистым. Миссия у них такая. Отношение к ним тоже разное, но в основном, как к нищим.

У многих россиян бытует мнение, что Кыргызстан — нищая страна. Мнение спорное. Ведь никто не назовет Россию бедной страной, хотя многие в ней люди живут бедно, а то и нищенски. Однако в Бишкеке, столице КР, автомобильные пробки могут посоревноваться с московскими. Вызывает интерес автопарк, который представлен всем модельным рядом Lexus, BMV, Мерседес, внедорожниками всех известных торговых марок и моделей. Встречаются Ягуары и Феррари. В этом, знаете ли, есть свой шик: ездить по вдрызг разбитым дорогам столицы на спортивном авто стоимостью в несколько сот тысяч долларов. Возникает вопрос: откуда все это?

Россиянам, наверное, будет не безынтересно узнать, что они принимают самое деятельное участие в организации этого автомобильного пиршества как законопослушные налогоплательщики своего государства. На самом деле ларчик просто открывается. Дело в том, что при поставке нефтепродуктов в Кыргызстан Россия отменила таможенные пошлины. И сделала это давно. Правда, каждый год соглашение подписывается заново. Стоимость такой услуги — 300 миллионов долларов в год! Ну, отменила и отменила Россия пошлины, чего не сделаешь для сохранения дружеского расположения далекого соседа на путях его интеграции в Таможенный Союз и потенциального стратегического партнера. Тем более, что поставки этих нефтепродуктов в настоящее время идут в адрес 100 % дочки «Газпрома» — «ГазпромнефтьАзия», расположенной в Бишкеке.

Начало этого союза было заложено в 2006 году, когда для созданной «дочки» «ГазпромнефтьАзия» «Газпромом» в качестве передаваемых активов была приобретена сеть частных бензозаправок. Она принадлежала Бабанову О., который в 2012 году стал премьер–министром КР. Стоимость сделки составила 101 миллион долларов за сто бензоколонок, то есть приблизительно по одному миллиону долларов за бензоколонку. Но в этом союзе любви и дружбы есть один маленький нюанс. Часть транспортируемых в Кыргызстан нефтепродуктов, в основном бензина, далее на бензовозах контрабандным путем поступает в Таджикистан. Там бензин стоит на 30% дороже, чем в Кыргызстане. В этом соль альянса заинтересованных сторон. Причем, нефтепродукты в Кыргызстан поступают вне зависимости от мировой конъюнктуры и по фиксированной цене. Даже в случае нехватки бензина в России, а такое, как ни странно, случается, бензин в республику поступает исправно. Все об этом знали, но только после апрельской революции 2010 г. предали публичной огласке. Правда, в прессе об этом упоминалось в тональности давно свершившегося факта, который якобы неизбежен в современных исторических условиях, и спорили только о процентах объема контрабанды.

Но в цепи действий «Газпрома» в маленькой южной республики есть еще одна своя жемчужина. Вот уже в течение 12 лет, как только в 2001 году было подписано историческое соглашение между правительствами США и Кыргызстана о размещении американской авиабазы «Ганси» в аэропорту «Манас», поставками авиатоплива для нужд для американских военных занимаются кыргызские фирмы. Годовые потребности авиабазы в авиационном топливе составляют ежегодно порядка нескольких десятков тысяч тонн. Естественно, что к такому бизнесу могли быть допущены структуры,

возглавлявшиеся лицами только из близкого окружения бывших президентов КР А. Акаева и К. Бакиева.

Схемы были предельно просты и не содержали ничего нового. Поставками занимались посреднические фирмы, которые накручивали свою маржу и получали по приблизительным оценкам до 30 миллионов долларов в виде прибыли. Важно другое. Все эти операции могли быть экономически состоятельными лишь в условиях отмены той самой таможенной пошлины со стороны России. Получатель с американской стороны никогда не переплачивал бы за поставляемое топливо по цене, значительно отличавшейся от биржевых мировых цен. Это открылось бы моментально и многим бы не поздоровилось. Госдепартамент США в таких случаях шутить не любит. Единственное, что сделала американская сторона, это позволяла всегда в проводимых тендерах на поставки топлива выигрывать компании «MINA», посреднику, аффилированному с начальством республики.

После апрельской революции 2010 года органы государственной власти как КР, так и РФ в лице «Газпрома» публично признали факты коррупции и существования серых схем поставок топлива в ЦТП — Центр транзитных перевозок, в который с подачи М. Бакиева, была переименована авиабаза «Ганси». Тогда же было решено устранить посредников, и создать совместное предприятие «Газпромнефть–Аэро», которое отвечало бы за поставки нефтепродуктов из России в Кыргызстан. С кыргызской стороны, для этой цели было создано ГП ТЗК — Государственное предприятие Топливо – заправочный комплекс «Манас». Два упомянутых предприятия должны были сотрудничать напрямую. Но и «новых» условиях устранить посредника, компанию «MINA», так и не удалось. Как тут не вспомнить про «невидимую руку»!

Вообще, «Газпром» питает удивительное, подчас необъяснимое расположение к
маленькому суверенному государству, где расширяет свое стратегическое присутствие. В его планах приобретение 100% акций государственного национального монополиста «Кыргызгаз» и даже разработка инвестиционной программы стоимостью в 20 миллионов долларов по проведению проектно–изыскательских работ поиска нефти в Алайской долине. Последнее сродни поиску льда в пустыне Сахара. Многолетними полевыми исследованиями с бурением разведочных скважин еще в советское время было доказано отсутствие запасов нефти в Кыргызстане, пригодных для добычи в промышленных объемах. Этот факт подкреплен мнениями авторитетных экспертов. Добавим, что проектно–изыскательские работы поиска нефтеносных провинций — такой же отработанный механизм списания инвестиций, как разработка программного обеспечения. И «невидимая рука» отлично это знает.

В суперэлитном месте в Бишкеке «Газпромнефть Азия» возвела суперэлитный дом с апартаментами и пентхаусами стоимостью в несколько миллионов долларов. Ну, не в гостинице же жить заезжим гостям из центрального офиса «Газпрома». Что касается приобретения 100% акций такого актива, как «Кыргызгаз», за 75 миллионов долларов, то здесь все выгоды российской стороны можно хорошо проиллюстрировать недавно сделанным заявлением первого вице-премьера правительства КР Дж. Оторбаева: «Для обновления газовой системы Кыргызстана требуется около 1 млрд. долларов. Трубы утратили свои качественные свойства. Боимся, чтобы не было какого-либо взрыва или экологической катастрофы. Мы все понимаем, что этих средств у нас нет, поэтому мы согласились на предложение «Газпрома». Самое главное, что у российской компании есть газ, и «Газпром» намерен инвестировать 20 млрд. рублей в течение 5 лет».

При таком подходе с российской стороны миллионы старушек на бескрайних российских просторах еще не скоро дождутся газа в своих домах. Более чем странные инвестиции в инфраструктуру сопредельного государства, если не сказать больше. Кажется, что они делаются исключительно для того, чтобы представители «невидимой руки» в момент «Х» сочли, что управлять такими активами удобнее по месту их нахождения. И далее — известной тропой до Лондона.

Вполне возможен и иной вариант, когда «невидимая рука» объявит о неэффективности государственного управления «Газпромом» и необходимости его полной приватизации. И на этой распродаже госимущества вообще все уйдет за бесценок, особенно активы в виде зарубежных футбольных клубов или купленных гнилых газовых сетей в маленькой южной республике, которые так и не будут модернизированы на гигантские суммы инвестора, ушедшие в песок.

Государство, в котором присутствует высокий и неконтролируемый уровень
коррупции, неспособно к самосовершенствованию, созданию условий для развития бизнеса, к разработке и использованию высоких технологий, выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью. Бизнес станет независим и эффективен, когда будет опираться на собственные силы и возможности, а не зависеть от выдачи лицензий на разработку месторождений или получения подрядных работ в сфабрикованных тендерах или аукционах с помощью «невидимой руки».

В существующих реалиях экономической жизни России, при наличии коррупции
вселенских масштабов, когда коррупционное поведение стало образом жизни множества юридических и физических лиц, государство способно только к саморазрушению. Это понимают все, в том числе и обладатели «невидимой руки», но они и не считают себя гражданами нашей страны. Их мысли просты и однозначны: все взять здесь, чтобы жить там. Причем, эта философия стала увлекательной не только для олигархов, но и среднего класса, от которого все ждут, что он станет становым хребтом гражданского общества и обеспечит прогресс в социально-экономическом развитии России.

Президент страны Путин В.В. неоднократно говорил, что в правоприменительной практике важна неотвратимость наказания. Добавим, что важна не только неотвратимость наказания, но и обязательность его исполнения, а также назначение меры наказания, адекватной содеянному преступлению. К сожалению, в нашей стране отсутствует и первое, и второе, и третье — так сконструированы правила игры «невидимой рукой».

Как известно, термин «невидимая рука» рынка, был впервые введен в теорию
экономического учения Адамом Смитом еще в 17 веке. При его использовании подразумевалось, что в условиях либерального, то есть свободного для всех его участников доступа к рынку, он будет управляться только их интересами, и это будет самое эффективное функционирование экономики без государственного вмешательства.

В нашем случае «невидимая рука» управления в государстве подменяет интересы очень многих людей интересами отдельных индивидуумов. Естественно, в ущерб государству, то есть населению страны. В таких условиях говорить о поступательном развитии экономики государства, ее эффективности, деловом совершенствовании, применении тех или иных эффективных методов и инструментов развития общества, значит предаваться иллюзиям участника спектакля «Алиса в стране чудес». В открытом письме А. Макаревича, лидера группы «Машина времени» президенту РФ, возможно, на эмоциональной ноте, свойственной творческому человеку, музыканту, говорилось, «что имеющая место тотальная коррупция в стране приведет к катастрофе государства».

Все имеет свою историю, и все проходит, как говорили древние. Пройдет и это. Закончится пьеса, упадет занавес под действием «невидимой руки». Важно, чтобы король остался при одежде. Все-таки, это наш король. Ну, а если он окажется голым, то, что тогда говорить о его подданных?

Автор — консультант в области систем менеджмента качества, организационного развития, инвестиционного проектирования.

коррупция, Газпром

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru