Для надежного электроснабжения потребителей и модернизации экономики необходимо восстановить Единую энергосистему страны и возвратить ее согласно Конституции Российской Федерации в федеральное ведение
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Растущее в стране число катастроф в системах электроснабжения потребителей явилось результатом многолетнего некомпетентного управления электроэнергетикой при отсутствии должного государственного контроля. Поэтому и «реформирование» этой стратегической отрасли обернулось разрушением организационного и технологического единства Единой энергосистемы страны – ЕЭС. Оно привело к потере управляемости образующих ЕЭС объектов, существенному снижению надежности электроснабжения, обвальному подорожанию электроэнергии на рынке, полностью теперь не зависимом от интересов потребителей и государства, и многим другим негативным последствиям. Обо всем этом ведущие специалисты страны предупреждали власти давно, еще когда «реформа» только замышлялась.
Из-за разделения ЕЭС на множество приватизированных объектов и отсутствия у них одного «хозяина», стало невозможно системно и сбалансировано развивать и модернизировать электроснабжение страны, лишенное прежнего централизованного управления. Для этого необходимо, в частности, поддерживать определенное соотношение наращиваемых генерирующих мощностей с пропускной способностью электрических сетей и растущими мощностями потребителей электроэнергии, исходя из условий поддержания баланса спроса на нее и предложения. Сегодня из-за нарушения этих принципов немалая часть мощностей электростанций блокирована ввиду ограниченных возможностей линий электропередачи.
Как известно, в ЕЭС оплачивался конечный продукт – потребленная электроэнергия, выручка от реализации которой использовалась для финансирования затрат на эксплуатацию и развитие всей системы как единого целого. При сегодняшнем множестве частных владельцев каждый «тянет одеяло на себя», стремясь выкачать побольше денег у потребителей. Все это усугубляет кризисные явления в экономике, способствуя ее дальнейшей стагнации, и негативно сказывается на безопасности страны.
В качестве цели реформирования электроэнергетики декларировалось привлечение частных инвестиций в ее модернизацию путем создания в отрасли конкуренции. Однако эти замыслы априори были недостижимы в силу невозможности реализации предложенных для этого мер. Ради мифической конкуренции ликвидировали РАО «ЕЭС России» и заменили его множеством самостоятельных хозяйствующих субъектов. Это генерирующие компании, которые по замыслам реформаторов должны были начать состязаться, кто быстрей снизит цены на электроэнергию, электросетевые компании, а также предприятия, осуществляющие диспетчерское управление и сбыт. Теперь вместо одного, как-то управлявшегося государством естественного монополиста, появилось множество мелких региональных и межрегиональных монополистов, эффективно координировать деятельность которых с целью надежного электроснабжения потребителей и регулирования тарифов стало невозможно. Поэтому, в частности, и намечавшаяся инвестиционная программа обновления основных фондов отрасли была сорвана.
Электростанции, линии электропередачи, распределительные сети, трансформаторные подстанции, средства управления и энергооборудование потребителей прежде образовывали организационно и технологически единую систему. В ней в процессе эксплуатации необходимо непрерывно поддерживать баланс производства, передачи и потребления электроэнергии. Поэтому ликвидация организационного единства ЕЭС и попытки создать принципиально чуждую для электроэнергетики, как естественной монополии, конкурентную среду при свободном в ней ценообразовании оказали разрушительное воздействие на отрасль. Вместе с тем, «реформирование» препятствует энергосбережению в экономике, повышению ее энергоэффективности и конкурентоспособности.
Следует отметить, что в ЕЭС одни и те же электростанции поочередно снабжали электроэнергией регионы, расположенные в разных часовых поясах, по мере смены там дня и ночи. Такие перетоки электроэнергии между соседними регионами позволяли обходиться меньшим числом электростанций, эксплуатируя их более эффективно, чем в других странах. При этом обеспечивалась требуемая надежность электроснабжения, сберегалось топливо, сокращались потери при передаче электроэнергии, и в итоге снижались ее себестоимость и тарифы. Однако оптимизация перетоков, прежде направленная на сокращение общесистемных затрат в интересах потребителей, сегодня нацелена на максимальное выкачивание у них денег путем неограничиваемого роста цен на электроэнергию.
По экспертным данным, с 2007-го до 2011 года стоимость электроэнергии, покупаемой на оптовом рынке в различных ценовых зонах, выросла для потребителей на 200-300%, а тарифы на передачу электроэнергии увеличились на 200-500%.
Выход из создавшейся опасной для страны ситуации с электроснабжением потребителей – в восстановлении организационного и технологического единства Единой энергосистемы страны. Для этого государство должно возвратить себе незаконно изъятые у него электроэнергетические объекты, и часть имущества наследников РАО «ЕЭС России» временно национализировать, чтобы обеспечить государству квалифицированное большинство на собраниях акционеров всех нынешних энергокомпаний. После этого государство сможет восстановить Единую энергосистему, управляемую в рамках одного открытого акционерного общества. Функции и структура этого обновленного общества будут адаптированы к технологии и структуре ЕЭС.
Дальнейшее управление системой должно осуществляться в рамках государственно-частного партнерства, целью которого явится снижение удельных энергозатрат при производстве конечной продукции для увеличения ее конкурентоспособности. Этому будет, в частности, способствовать установление прежних средневзвзвешенных тарифов на электроэнергию, что позволит в разы снизить нынешние ее спекулятивные цены.
Более подробно предложения по восстановлению ЕЭС изложены в Приложении 1. Одновременно можно будет устранить и допущенное при «реформировании» электроэнергетики нарушение статьи 71 Конституции РФ, согласно которой федеральные энергосистемы должны находиться в ведении Российской Федерации. Выполнение этой конституционной нормы обеспечивало существование ЕЭС, благодаря которой достигалась высокая надежность электроснабжения страны.
Восстановление ЕЭС позволит также предложить странам Европы и Азии создать евразийскую объединенную энергосистему, подобную прежней энергосистеме «Мир». Ее построение в рамках реализации концепции единой евразийской энергетической политики, которую в общих интересах может предложить Россия странам Европы и Азии, позволит решить многие энергетические и экономические проблемы не только России, но и международные (см. Приложение 2).
Приложение 1.
«Лживые измышления о реформе электроэнергетики обернулись ростом энергокатастроф. Спасти электроснабжение страны можно лишь восстановлением единой энергосистемы путем ее возврата согласно Конституции РФ в федеральное ведение» — «Промышленные ведомости» № 2, февраль 2011 г.
Приложение 2.
Концепция единой евразийской энергетической политики, которую в общих интересах может предложить Россия странам Европы и Азии
(краткие основные тезисы, проект) — «Промышленные ведомости» № 2, февраль 2011 г.
—————————————————————-
Желающие дополнить текст обращения или подкорректировать его могут изложить свои предложения на форуме
Присоединиться к обращению можно здесь.
реформа электроэнергетики, единая энергосистема