«Семнадцать мгновений весны» в азербайджанском варианте / Ширин Манафов

Эта история произошла в Баку зимой 1941 года. В столице Азербайджана была выявлена активно действовавшая немецкая разведгруппа и за ее деятельностью была установлена тщательная слежка. Как говорил в таких случаях штандартенфюрер Штирлиц: «Только не падайте в обморок, все мы под колпаком Мюллера».

В 1941 году Гитлер пришел в восторг от предложения министра вооружений Фрица Тодта проложить железную дорогу Берлин–Баку–Пекин. За два дня до начала войны с СССР, то есть 20 июня 1941 года, Гитлер выступил с речью: «Надо захватить все, в чем нуждается Германия. Наша цель – завоевание всех областей, имеющих для рейха особый экономический интерес». Азербайджан с его огромными запасами нефти, развитой промышленностью и стратегическим положением относился к таким областям.

К ноябрю 1941-го ведомство Фрица Тодта представило Гитлеру записку под названием «Ширококолейные железные дороги». Принимая ее, Гитлер заявил: «Для господства над странами важно не только нападение и завоевание, но и транспортное обеспечение. Украина и Поволжье станут закромами Европы. Мы будем ежегодно вывозить с Востока 10-12 миллионов тонн зерна. А Баку самой историей предназначено стать топливным баком великой Германии».

После этого Управление имперскими железными дорогами получило директиву приступить к проектированию строительства железной дороги из Верхней Силезии через Украину до Баку. Маршрут был таким: Берлин–Бреслау–Львов–Киев–Полтава–Баку. Проект нового «Шелковому пути», получивший название ТРАСЕКА, и сегодня выглядит фантастически претенциозным — глобальным и монументальным. Каждый состав мог перевести до 1720 человек.

Вагоны – только двухэтажные, отделанные красным деревом и слоновой костью. В каждом составе – роскошные рестораны, музыкальный салон, кинотеатр, зимний сад и бассейн. Для верховного командования и магнатов были предназначены вагоны-люксы с несколькими комнатами и персональной ванной комнатой. В каждом составе должна была быть типография, радиостанция и телеграф. Скорость поездов утвердили в пределах 250 км в час, вес состава — до тысячи тонн. Было спроектировано 18 типов транспортных вагонов и платформ для перевозки нефти, угля, леса, зерна и даже речных и морских судов водоизмещением до тысячи тонн.

Все это не выглядело прожектерством, более того, на втором этапе освоения трассы предполагалось провести магистраль от Баку через Среднюю Азию до Владивостока, а далее до Токио. По проекту ТРАСЕКА образца 1941 года должны были отходить ветки до Стамбула, Парижа, Марселя. Железнодорожной столицей был назначен Мюнхен. Здесь даже приступили к возведению гигантского вокзала, высота купола которого должна была составить195 метров. Гитлер явно болел гигантоманией.

В химерические планы создания нового «Шелкового пути» с двухэтажными вагонами поверили и крупные немецкие магнаты. За концессию на строительство боролись фирмы «Крупп», » Сименс», «Браун- Бовери», «Хеншель», «Шварцкопф» и «Борзинг». Они отправили на намеченную трассу несколько разведгрупп, состоявших из конструкторов, геологов, проектировщиков, географов. Первая из разведгрупп была обнаружена в Баку уже в 1941 году. И даже после поражения под Сталинградом немцы не охладели к своей безумной затее. Между фирмами шла ожесточенная конкурентная борьба, гитлеровский «Шелковый путь» считался «стройкой века» и восьмым чудом света. Никто из их хозяев не сомневался в победе рейха над СССР.

Когда в 1943 году органами военной контрразведки вблизи Баку и Али-Байрамлов были задержаны две немецкие разведгруппы, советское командование не сомневалось, что засланы они для поиска удобных мест для аэродромов и проведения диверсий на нефтепромыслах. Обе разведгруппы были экипированы современным геодезическим оборудованием, так что версия провокаций на нефтепромыслах отпала сразу.
Полковник в отставке А. Абдуллаев в 1945 году служил в НКВД. Вот что он рассказал: «Сейчас это кажется удивительным и необъяснимым. Но в середине апреля 1945 года, то есть за две недели до окончания войны, в Баку была задержана еще одна разведгруппа. Это поразило наше руководство. Еще больше чекисты поразились, узнав, что в составе разведгруппы были географы, геологи, геодезисты».

Разведгруппа была заслана Круппом, как его тогда звали, «фюрером немецкой промышленности». Крупп сошел с ума? Отнюдь, с Гитлером или без него, но трасса Берлин – Баку – Пекин имела и сейчас имеет стратегическое значение для Европы. Поэтому с конца 1944 года группа немецких промышленников вела тайные переговоры с советским командованием о сдаче без боя немецких городов, в которых имелись важные промышленные предприятия.

Позиция Круппа была ясна – война проиграна, поэтому необходимо сохранить немецкие города, уберечь заводы от разрушения, прекратить бомбежки. Крупп имел огромное влияние на высших офицеров рейха. Действительно, ряд городов в Восточной Германии были им спасены от бомбежек в обмен на сдачу оружия оборонявшимися немецкими войсками. Тайные переговоры Круппа имели целью спасение немецкого экономического потенциала. Чем меньше разрушений, тем меньше затрат на их восстановление после капитуляции.

Крупп предлагал себя в качестве гаранта сотрудничества ведущих немецких фирм с Советским Союзом. Прекращение сопротивления Германии было выгодно СССР — в случае успеха переговоров с Круппом Советский Союз получал в центре Европы лояльного союзника с достаточно мощной экономикой. Разумеется, Сталин был осведомлен о тайном сговоре советского командования, и наверняка дал согласие на эти переговоры, иначе Круппу не было смысла посылать в Баку в 1945 году геодезистов.

Переговоры советского командования с Круппом, так же как и переговоры американцев с Гиммлером, описанные в книге Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны», союзники вели втайне друг от друга. Так что Сталин лицемерил, выражая недовольство ведущимися «за спиной Советского Союза» переговорами Алена Даллеса с генералом Вольфом, изобличенным бравым штандартенфюрером Штирлицем. TrendLife

Баку

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru