Согласно опросам общественного мнения, Вы будете избраны на новый срок Президентом Российской Федерации. Нет необходимости лишний раз подтверждать, что народ и в том числе мы, ветераны, бывшие члены Правительства СССР, надеемся, что в стране наступит политическая и экономическая стабильность, утвердится справедливость в распределении благ и мы наконец спокойно вздохнём и будем вспоминать перестройку как страшный период.
В связи с этим возникает главный вопрос: по какому пути Вы ведёте страну, какие цели наметили, каковы ориентиры развития политики государства? Мы понимаем, что это не такой простой вопрос, тем более что он тесно связан с экономической политикой государства.
Предметом нашего обращения к Вам является положение, сложившееся в минерально-сырьевом комплексе России (МСК), который во многом определяет современное развитие страны. Созданный до начала 90-х годов и обладающий более высокой устойчивостью к выживанию в условиях реформирования по сравнению с другими отраслями экономики, МСК оказался в критическом состоянии. Тем не менее он продолжает сохранять фундаментальное значение для народного хозяйства, сдерживая его от еще более глубокого кризиса.
Положение в МСК
Минерально-сырьевой комплекс страны в экономике занимает ведущее место. Около 40% фондов промышленных предприятий и 13% балансовой стоимости основных фондов экономики России сосредоточено именно в сфере недропользования. При этом добывающими и геолого- разведочными отраслями обеспечивается 30% ВВП и около 50% объёма экспорта. За счёт экспорта минерального сырья и продуктов его переработки обеспечивается около 80% валютных поступлений страны.
В последние 14 лет минерально-сырьевая база России целенаправленно разваливалась. Добыча полезных ископаемых не компенсируется их приростом. Разведанные запасы большинства полезных ископаемых значительно уменьшились. Доля так называемых активных запасов в разведанных месторождениях по состоянию на 01.01.1997 г. составляет сегодня по железным рудам, меди, свинцу, цинку 69-78%; никелю, бокситам, титану, апатитам 60-68%; урану, олову, вольфраму, молибдену 29-50%; фосфоритам 25%; калийным солям 90%.
Состояние сырьевой базы многих действующих предприятий резко ухудшилось, в том числе в связи с отсутствием ввода новых горнодобывающих мощностей взамен выбывающих. На большинстве горнодобывающих предприятий обеспеченность разведанными запасами достигла критического уровня.
В последние годы со всей остротой встала проблема воссоздания стратегических запасов минерального сырья. Особенно сложным является положение в нефтедобывающей отрасли: свыше 70% запасов нефтяных компаний находится на грани рентабельности. Если 10 лет назад доля вовлечённых в разработку запасов с дебитом 25 т/сутки составляла 55%, то сейчас столько же составляют запасы с дебитом 10 т/сутки; запасы нефти высокопродуктивных месторождений, дающих 60% добычи, выработаны более чем на 50%; продолжает расти доля трудноизвлекаемых запасов (55-60% от разрабатываемых).
Россия отстаёт от других развитых стран по потреблению минерально-сырьевых ресурсов (МСР) на душу населения. В последние годы объёмы их потребления снизились до 30-40%, а по ряду видов сырья — на 70-80%, государство не имеет долговременного перспективного плана развития минерально-сырьевого комплекса, и это осложняет развитие экономики страны, усугубляя проблему национальной безопасности.
Следует констатировать:
- для России с точки зрения экономических перспектив всегда была важна общенациональная система управления геологическими исследованиями территории государства. Разрушение государственной геологической службы привело к тому, что за период так называемой перестройки геолого-разведочные работы сократились в три раза, в результате чего прирост запасов уже не компенсирует добычу почти всех видов полезных ископаемых;
- минерально-сырьевая база России вступила в фазу прогрессирующего кризисного состояния и с точки зрения государственных интересов используется неэффективно;
- сохранение или дальнейшее наращивание дисбаланса в системе «производство-потребление», экспорт добытого сырья и продуктов его переработки фактически закрепляет статус России как сырьевого придатка промышленно развитых стран Запада;
- низкая эффективность действующей налоговой системы, не учитывающей уровня ликвидности полезных ископаемых, технического состояния действующих предприятий, приоритетности сохранения рабочих мест в дотационных северных районах, а также особых геополитических интересов страны, не обеспечивает максимально возможное использование минерально-сырьевой базы и требует дальнейшего реформирования;
- отсутствие государственной стратегии развития и использования минерально-сырьевой базы, основанной на модели самообеспечения с необходимой долей экспорта и ограниченного импорта, является угрозой национальной безопасности страны и ведёт к утрате геополитических приоритетов в минерально-сырьевом секторе мира.
Перспективы
Специалисты в области минерально-сырьевых ресурсов пришли к выводу, что в XXI в. будет продолжаться рост потребления топливно-энергетического и минерального сырья. Прогнозируется, что в последующие 50 лет объём горно-добывающих работ возрастёт более чем в пять раз, главным образом за счёт новых месторождений с переработкой руд по старым технологиям. Естественно, возникает вопрос о роли России в этом процессе.
По обеспеченности России запасами МСР учёными выделяются следующие четыре группы полезных ископаемых:
- газ, алмазы, никель, платина, бериллий, калийные соли, хризотил-асбест, которых хватит на длительный период;
- нефть, свинец, цинк, сурьма, олово, вольфрам, молибден, ниобий — интенсивный уровень добычи их обеспечен на 5-7 лет;
- марганец, титан, рудное золото, бокситы, каолиновые и бентонитовые глины, плавиковый шпат — добыча их пока достаточна, однако уровень запасов явно недостаточен;
- уран, вольфрам, цирконий, рений, стронций — разведанные запасы ограниченны, но имеется возможность их расширить в течение 5-12 лет.
Положение с обеспеченностью минеральными ресурсами в начале ХХI века может ухудшиться ещё больше, что, несомненно, скажется на снижении экономической и оборонной мощи Российского государства.
И особо необходимо подчеркнуть, что продолжающийся спад производства минеральных ресурсов и продуктов их переработки, ухудшение сырьевых баз действующих предприятий, ожидаемое выбытие добывающих мощностей в 2005-2010 гг., катастрофическое снижение объёмов геолого-разведочных работ чреваты дальнейшими разрушительными последствиями для всей экономики. До 2025 г. произойдёт почти полное исчерпание разведанных запасов нефти, газа и свинца, трёх четвертей запасов молибдена, никеля, меди, олова. Запасы алмазов и золота могут оказаться полностью исчерпанными к 2015 г., а серебра и цинка — к 2020 г. Сегодня практически исчерпан поисковый задел, необходимый для последующего наращивания разведанных запасов. Затраты же на его создание составляют до 70% от общих средств на геолого-разведочные работы. Острота ситуации усугубляется длительностью геолого-разведочных циклов и сроков строительства горно-добывающих предприятий.
Существуют, естественно, проблемы объективного характера, которые в сложной экономической ситуации всегда проявляются особенно остро. Одна из них — неблагоприятное размещение запасов по регионам, которую можно решить созданием полной картографической базы для проведения дальнейших поисково-разведочных работ. К настоящему времени содержимое недр только 20% территории страны отражено государственными геологическими картами масштаба 1:200 000, отвечающими современным требованиям, 55% территории нуждается в геологическом доизучении, а 25% — в выполнении всего современного комплекса работ по геологическому картированию. Таким образом, для создания геологической основы развития сырьевой базы (это касается всех видов сырья) в период 2005 — 2015 гг. около 30% всей территории страны должно быть доизучено!
Поэтому необходимо срочно возвратиться к решению теоретических проблем поисков, в частности к разработке методики оценки ресурсов месторождений по материалам космических съемок, усовершенствованию глубинных методов исследований недр на базе сверхглубокого бурения и системы глубинных исследований недр и другим научно-практическим задачам, т.е. к восстановлению стратегии глобальных исследований недр страны, по которым мы, геологи, занимали лидирующее положение в мире.
Недра России содержат 40% прогнозных мировых запасов газа, 13% нефти, 23% угля, 14% урана, большое количество других полезных ископаемых. Имея мощнейший минерально-сырьевой потенциал, Россия пока не использует его в качестве основного средства для выхода из кризиса, бездумно разбазаривая.
Попытки нормализовать положение
Рабочая группа Президиума Госсовета РФ, созданная Вами, разработала основы государственной политики в области минерального сырья и недропользования, в которых, в частности, были выделены такие общие принципы, как:
- управление развитием и использованием минерально-сырьевого комплекса страны в соответствии с долгосрочной государственной стратегией, среднесрочными и текущими программами изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе долгосрочного (25-50 лет) прогнозирования уровней потребления основных видов минерального сырья;
- формирование балансов потребления и производства минерального сырья;
- совершенствование налогового законодательства в направлении, обеспечивающем функционирование минерально-сырьевого комплекса России в условиях обостряющейся конкуренции на мировых рынках минерального сырья, справедливое распределение индивидуальных рентных возможностей каждого месторождения между государством и недропользователем (налоговое зонирование территории, специальное налоговое законодательство для минерально-сырьевого комплекса России);
- разработка комплекса внешнеполитических, экономических мер и создание условий для обеспечения доступа российских компаний к недрам государств-продуцентов минерального сырья, прежде всего государств, имеющих задолженность перед Россией;
- создание систем долгосрочного (25-50 лет) прогнозирования уровней потребления основных видов минерального сырья и т. п.
К сожалению, этот документ был отправлен правительству, и оно его выхолостило до неузнаваемости.
Недавно на Экспертном совете Правительства РФ был рассмотрен «Государственный доклад о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2001 году», представленный Министерством природных ресурсов РФ. У группы экспертов он оставил гнетущее впечатление как свидетельство потери квалификации работниками в этом министерстве. Это закономерно в свете сказанного выше.
Мы считаем, что экономика страны, и особенно минерально-сырьевое направление, находится в опасном состоянии. Надо остановиться и подумать, так как создавшаяся обстановка приведёт к полному краху нашей экономики и, бесспорно, за этим последует распад нашего государства. Необходимо принятие неотложных мер, в первую очередь в минерально-сырьевом комплексе — определяющем комплексе нашей страны!
Мы считали бы необходимым осуществить следующее:
- Провести независимое исследование по происходящим процессам в МСК в период перестройки, выявить причины и провести детальный анализ произошедшего. Это важно не столько в историческом плане, сколько в необходимости выявить причины и на их основе выработать деловые, длительно действующие предложения. Необходимо разработать «Новую государственную политику в области минерального сырья» исходя из принципа национальной безопасности России.
- Определить, что основной задачей государственного регулирования отношений в МСК является укрепление системы геологических исследований и обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущего поколений народов России.
- Образовать при Президенте Российской Федерации Совет по минерально-сырьевой политике с особыми полномочиями, как это предлагалось рабочей комиссией Госсовета РФ, возложив на него следующие функции:
- разработку научных основ глобализации минерально-сырьевой политики государства исходя из перспектив развития экономики и национальной безопасности на длительную перспективу (20, 30 и 50 лет);
- анализ и оценку перспектив потребления, экспорта и импорта минерального сырья в мире и государстве;
- прогнозирование запасов минерального сырья и материалов для деятельности государства в особых условиях;
- обоснование приоритетных интересов государства по минерально-сырьевым ресурсам и выработка соответствующих политических и экономических предложений и т. п.
- Назрела необходимость упорядочить управление геологическим исследованием недр и геологоразведочным процессом. Прошедшее время показало несостоятельность преобразований, которые привели к потере кадрового состава, технической вооружённости и, как результат, разгрому системы изучения недр. Восстановление Министерства (Комитета) геологии (минеральных ресурсов) — это настоятельная стратегическая и организационная необходимость. Следует возложить на него разработку стратегии развития минерально-сырьевой базы на перспективу, восстановление региональных подразделений, способных вести весь цикл геолого-разведочных и научных работ.
- Ликвидацию бюджетного фонда на воспроизводство минерально-сырьевой базы следует считать крупнейшей политической ошибкой. С 2001 г. после ликвидации этих отчислений на воспроизводство сырьевой базы стало выделяться 40% из расчётных поступлений, а далее последовало дальнейшее непродуманное сокращение ассигнований.
- Целесообразно восстановить Комитет по науке и технике, активизировать деятельность Российской академии наук и общественных академий, возложив на них проработку научных проблем в соответствии с планами длительного действия.
- Необходимо детально разобраться и исправить положение, когда финансирование научных исследований производится по остаточному принципу. Напомним, что даже после Отечественной войны государство выделяло в 3-4 раза больше средств на науку, чем сейчас. К сожалению, государство сейчас не в состоянии воспроизводить свой военный, научный, интеллектуальный потенциал. Таким образом, оно не способно выполнять свои основные государственные обязанности.
- В целях усиления мобилизации средств из различных источников финансирования МСК и контроля за их целевым использованием целесообразно создать специализированный банк — «Государственный акционерный банк по финансированию, кредитованию и расчётам МСК и инноваций». Следует вспомнить положительный опыт «Промстройбанка» СССР.
- Необходимо рассмотреть вопрос о налоговой политике и платежах по ренте, в частности, предусмотреть некоторые льготы на период 5-10 лет по этим платежам с тем, чтобы укрепить финансовую базу предприятий минерально-сырьевого сектора, а также предприятий и фирм, которые будут финансировать и кредитовать инновационные проекты. Центральному банку России следует поручить разработать положение о дифференциации порядка кредитов предприятий минерально-сырьевого сектора и предприятий, осуществляющих финансирование и кредитование инновационных проектов. При этом желательно установить по кредитам ставки, которые были бы не выше 7-10% (на срок 5-10 лет), повысив ответственность за состояние основных фондов.
- В течение первого десятилетия после распада Советского Союза, прошедшего под знаком романтических иллюзий государственной независимости бывших советских республик, экономические отношения между ними претерпели глубокие и болезненные изменения. Но тем не менее провалы в экономике и элементарный здравый смысл, сохранившийся у наиболее дальновидной части руководства стран СНГ, заставляют эти страны искать пути интеграции в хозяйственно-экономической области. При этом наиболее реальным и значимым на этом этапе следует считать сотрудничество в области эффективного использования минерально-сырьевого потенциала. По нашему мнению, это в равной мере относится к поискам, разведке, добыче, переработке и финансово-экономическим аспектам проблемы.
Всё, указанное выше, как Вы понимаете, — это только контуры поднятых проблем. Они могут быть детально отработаны и расширены.
Главное, чтобы опять, в очередной раз (как это было с проработками рабочей группы Президиума Госсовета РФ) бюрократы не спустили всё «на тормозах».
Владимир Владимирович, прошло достаточно времени с начала «перестройки», а ясности по главным вопросам строительства государства так и не наступило. Мы не открываем Вам Америку! Но мы считаем своим долгом, долгом ветеранов Советского правительства, заявить, что Вы обязаны обратить самое серьёзное внимание на следующие вопросы.
Во-первых, какое государство мы строим, какова его политическая суть, чему мы посвящаем устремления народа, к чему мы его зовём? К сожалению, за последние годы мы не получили на эти вопросы ответов! Это требует серьёзной философско-политической трактовки. И чем скорее это будет сделано, тем лучше!
Во-вторых, разве можно серьёзно сегодня говорить о развитии государства и общества, не имея прогнозных параметров развития по таким важнейшим показателям, как валовой внутренний продукт, социальная ориентация, пропорции развития промышленности и сельского хозяйства, энерговооружённость валового внутреннего продукта? Нет, потому как отсутствуют серьёзные проработки на перспективу по экономическим проблемам — стратегии развития народного хозяйства.
В-третьих, за годы реформ уровень профессионализма в федеральных органах управления резко снизился. Это очень опасный симптом! Можно ругать, как это нередко принято, советскую систему, но работать с кадрами она умела! Мы убеждены, что для страны, находящейся в глубоком экономическом кризисе, назначать на руководящие должности непрофессионалов — это преступление. Именно они привели нашу страну к разрухе, позволив в том числе разрушить её минерально-сырьевой потенциал. По этой же причине мы толчёмся на месте и не имеем серьёзной программы выхода из кризиса.
Таким образом, в стране отсутствует политическая доктрина перспективного развития государства и нет, естественно, экономической стратегии его развития. А это уже кризис власти! И чем скорее Вы заставите разобраться с этими проблемами, тем легче будет решать и всё остальные.
С уважением
Байбаков Н.К. — доктор технических наук,
Герой социалистического труда, заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Госплана СССР в 1965-1985 гг.
Козловский Е.А. — доктор технических наук, профессор,
вице-президент Российской академии естественных наук, министр геологии СССР в 1975-1989 гг.
КОЛПАКОВ С.В. — доктор технических наук, профессор,
президент Международного союза металлургов, министр металлургии СССР в 1985-1990 гг.
ЩАДОВ М.И. — доктор технических наук, профессор,
президент Горного конгресса, министр угольной промышленности СССР в 1985-1992 гг.
ЗОТОВ М.С. — советник председателя Акционерного банка «Темпбанк»,
председатель «Промстройбанка» СССР в 1973-1989 гг.